30 апреля 1956 года родился режиссер и сценарист Ларс фон Триер, которого нередко называют «принцем датским» современного кинематографа. Путь, пройденный мастером художественного эпатажа от любительских короткометражек до провокационных кинохитов,— в фотогалерее «Ъ».
«Моя мать была, и мой брат является, возможно, последним коммунистом в мире, все еще верным Москве. С возрастом появляется тенденция возвращаться к тем взглядам, которые были у родителей» Ларс Триер родился 30 апреля 1956 года в Копенгагене в семье госслужащих. Мать будущего режиссера поддерживала интерес сына к кино, отдав ему свою восьмимиллиметровую камеру и старые пленки, на которых он учился монтажу. В 11 лет снял короткую мультипликационную ленту «Путешествие в Тыквенную страну», а через год сыграл в фильме «Тайное лето»
Фото: Sam Stadner / Scanpix Sweden / AFP
«Для того чтобы делать фильмы, вам требуются по крайней мере две вещи: во-первых, уметь громко кричать... во-вторых, иметь, что сказать... — вот тогда можно шептать» В 17 лет Ларс Триер хотел поступить в киношколу в Копенгагене, но его не приняли. Тогда он записался в ассоциацию кинолюбителей «Группа фильм-16» и по протекции дяди — известного в Дании документалиста — устроился редактором в Датский кинофонд. В конце 1970-х годов Триер снял две короткометражки — «Садовник, выращивающий орхидеи» (1977) и «Блаженная Менте» (1979), которые в итоге позволили ему поступить в киношколу
Фото: Reuters
«...Я взял себе эту фамилию в институте, потому что это казалось тогда самой ужасной провокацией, какую я только мог выдумать» Во время учебы в Национальной датской киношколе Ларс Триер начал добавлять к своей фамилии приставку «фон». По другой версии, так его прозвали однокурсники за надменность и амбициозность. Киношколу режиссер закончил в 1983 году, а его дипломной работой стал фильм «Картины освобождения», с которым Триер занял первое место на Мюнхенском кинофестивале год спустя На фото: с актрисой Катрин Денев
Фото: Reuters
«Писать сценарии вообще проще простого. Надо сконструировать сюжет, а потом заложить три дискуссии по поводу главной проблематики повествования в трех тщательно выбранных местах и немного разнообразить эти дискуссии. Это делается чисто механически. Но когда освоишь эту механику, она срабатывает безупречно» Первым полнометражным художественным фильмом Ларса фон Триера стал «Элемент преступления» (1984), получивший технический Гран-при Каннского фестиваля. По мнению критиков, уже в этой картине сформировались основные черты его фирменного стиля
Фото: Reuters
«Моя высшая цель — выжать правду из моих персонажей и обстоятельств» (манифест «Догма 95») 20 марта 1995 года в парижском кинотеатре «Одеон» Ларс фон Триер зачитал манифест «Догма 95», идеей которого стал отказ от традиций мейнстримного кино, отличавшегося огромными бюджетами, спецэффектами и участием «звезд». К манифесту также прилагался «Обет целомудрия» — список из десяти правил, по которым должны были сниматься фильмы «Догмы». По этим правилам в 1998 году фон Триер снял скандальный фильм «Идиоты»
Фото: Reuters
«Я был воспитан с мыслью не верить ни в добро, ни в зло. А в то, что все имеет свое объяснение. Не существует абсолютных крайностей вроде добра и зла, есть ошибки и недоразумения» В 2000 году Ларс фон Триер выпустил музыкальную драму «Танцующая в темноте» с певицей Бьорк в главной роли (на фото). Выход фильма сопровождался множеством скандалов, получил неоднозначные отзывы критиков, но при этом был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, а Бьорк получила приз как лучшая актриса
Фото: Reuters
«Во-первых, когда я приехал в Канны с "Танцующей в темноте", некоторые американские журналисты критиковали меня за то, что я сделал фильм о США, не побывав ни разу в этой стране. Но авторы "Касабланки" тоже никогда не бывали в Касабланке, даже когда они делали фильм»
На фото: кадр из фильма «Догвилль» (2003), первого из трилогии «США — страна возможностей»
Фото: IFC Films
В начале 2000-х годов Ларс фон Триер приступил к работе над трилогией «США — страна возможностей», в которую вошли фильмы «Догвилль» (2003) и «Мандерлей» (2005). Работу над сценарием третьего фильма, который должен был называться «Вашингтон», фон Триер в итоге забросил. Стоит отметить, что режиссер действительно ни разу не был в Америке, поскольку боится летать На фото: актриса Брайс Даллас Ховард (слева), Ларс фон Триер и его жена Бенте Фрёге
Фото: Reuters
«Во времена моей юности мы участвовали в больших демонстрациях против Всемирного банка и войны во Вьетнаме, и нам всем случалось бросать камни в посольства. Ну, точнее, в одно посольство… Но я не бросаю больше камни. Сейчас я просто дразню»
На фото: Ларс фон Триер на съемках фильма «Мандерлей» (2005)
Фото: Zuma Press/Kommersant Photo
«Я крестился и стал католиком, когда мне было 30 лет. Но из меня вообще-то плохой католик. Я даже не верю в Бога, потому что мне кажется, что жизнь — слишком ужасная штука, чтобы быть созданной Богом» В 2009 году на Каннском кинофестивале Ларс фон Триер представил фильм «Антихрист», главные роли в котором исполнили Шарлотта Генсбур (на фото) и Уиллем Дефо. Режиссер посвятил этот фильм Андрею Тарковскому, которого считает одним из своих творческих вдохновителей
Фото: Reuters
«Поверьте, если бы я был нацистом, я был бы хорошим нацистом. Но, во-первых, я не нацист, а во-вторых, надо разделять человека и фильмы, которые он снимает» На Каннском кинофестивале в 2011 году состоялась премьера психологической драмы Ларса фон Триера «Меланхолия» с Кирстен Данст (на фото) в главной роли. На пресс-конференции, посвященной фильму, режиссера спросили о немецких корнях, на что фон Триер заявил: «Мы, нацисты, делаем все с размахом». Руководство фестиваля немедленно запросило у него объяснений, и режиссер опубликовал заявление, в котором извинился
Фото: Reuters
«В древние времена считали, что меланхолия — это такая темная жидкость, исходящая из человеческого тела, что-то дьявольское, а сами меланхолики — особые, странные люди, которые видят то, чего не видят другие, больше знают и могут предсказывать события, поскольку им доступна суть вещей»
На фото: кадр из фильма «Меланхолия»
Фото: Zentropa Entertainments
После скандала на Каннском фестивале Ларс фон Триер был признан персоной нон грата в киносообществе. Кроме того, его высказывание стало предметом расследования прокурора французского города Грасс. Расследование было закрыто в конце 2011 года, поскольку в выступлении фон Триера не нашли «оправдания военных преступлений»
Фото: Reuters
«Антихрист» (кадр из фильма — на фото) вызвал множество негативных отзывов, а жюри Каннского фестиваля, которое обычно отмечает фильмы, пропагандирующие гуманистические и общечеловеческие ценности, дало фильму антинаграду за женоненавистничество
Фото: Zentropa Entertainments
В 2013 году Ларс фон Триер выпустил фильм «Нимфоманка» (кадр на фото), вышедший в двух частях. Главную роль в картине, авторская версия которой длится более пяти часов, вновь сыграла Шарлотта Генсбур. В «Нимфоманке» фон Триер фактически выполнил свое старое обещание снять порнофильм: производством фильма занималась датская компания Zentropa, которая в 1990-е годы выпускала фильмы для взрослых, а при монтаже некоторых сцен режиссер использовал порноактеров
Фото: New Legacy Film
В 2018 году на Каннском кинофестивале состоялась премьера последнего на данный момент фильма Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек», рассказывающего историю серийного убийцы с амбициями большого художника На фото: режиссер с актером Мэттом Диллоном, сыгравшим в фильме главную роль
Фото: Joel C Ryan / Invision / AP
«Я по сто раз на дню прихожу к выводу, что жизнь — совершенно бессмысленная штука. Человек приходит в эту жизнь, скрючивается и уходит, успев запихнуть в себя некоторое количество еды»
Фото: New Legacy Film
В 2022 году у Ларса фон Триера диагностировали болезнь Паркинсона. В том же году режиссер снял третий сезон сериала «Королевство» — «Исход»
Фото: Tariq Mikkel Khan / Ritzau Scanpix / Reuters