«Сделать слова эндаумент и фандрайзинг общеупотребимыми»
На Глобальном университетском форуме обсудили проблемы взаимодействия бизнеса и образования
Глобальный университетский форум впервые за восемь лет своего существования прошел на столичных площадках Московского государственного института международных отношений (МГИМО). Ежегодно ряд мероприятий проводится в странах «Большой восьмерки» для обсуждения в студенческой среде вопросов международного конгресса. Отмена в нынешнем году российского председательства в «группе» не помешала проведению форума.
Всего на форуме представлено 16 тематических секций. Одной из них является специализированная - «Образование для бизнеса», посвященная сотрудничеству университетов, государственных организаций и коммерческих структур. Известно, что институты всегда являлись особыми бизнес-продуктами, обеспечивающими своих спонсоров ценными кадровыми ресурсами. Модератором секции выступил исполнительный директор Фонда развития МГИМО Дмитрий Юсов.
Секцию открыл проректор по общим вопросам МГИМО Артем Мальгин:
- Когда мы говорим о сферах бизнеса и образования, мы в первую очередь имеем в виду бизнес-школы которые создаются и развиваются непосредственно при университетах, например, «Сколково», Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО. Также, эффективной формой взаимодействия являются эндаумент-фонды.
Безусловно, в отношениях университетов и бизнес-сообщества присутствует элемент благотворительности. Однако в последние годы происходит расширение взаимовыгодного сотрудничества, поиск новых точек соприкосновения. Университеты продают на рынке свои ресурсы, являясь некими посредниками между государством, региональными элитами и людьми науки, профессиональными кадрами. Вуз, как открытое сообщество, вписанное во властную систему, может связываться сегодня не только с бизнес-элитой, но и с местной оппозицией, осуществляя таким образом коммуникацию между многими смежными структурами.
- Институты являются синергией бизнеса и образования, – считает заместитель генерального директора «Ростех» Дмитрий Шугаев. – Формирование таких крупных госкорпораций, как например, Ростехнологии, потребовали в некоторый момент более качественной подготовки специалистов, - рассказывает он.
Именно образование в наше время становится фактором успеха в бизнесе. Многие крупные компании, Роснефть, Газпром, проводят в вузах программы по обучению студентов-магистрантов, обучая менеджеров-управленцев, способных осуществлять выпуск продукции на рынок. Принцип подготовки включает в себя 32 учебных дисциплины, связанных с проблематикой военно-технической специализации, производством высокотехнологичной продукции и многое другое.
Обыкновенно выпускники подобных программ завершают обучение, будучи уже зачисленными в штат какой-либо организации,
полностью решая своим присутствием проблемы комплектования специалистов начального звена в государственных компаниях, как Рособразование и Росэкспорт. За 6 лет подобного сотрудничества МГИМО выпустил 76 магистров. Еще 15 человек готовятся променять университетскую скамью на офисный рабочий стул в 2014 году.
- Самые большие средства, вложенные в науку, не принесут желаемого результата, если там не будет молодых наученных людей, которые смогут генерировать новые идеи, - уверен Шугаев.
Первый вице-президент «Газпромбанка» Айлин Сантей поделилась зарубежным опытом управления средствами эндаумент-фондов и подчеркнула важную роль этого инструмента в системе фандрайзинга:
- Мы сотрудничаем не только с университетскими эндаументами, но и с музеями, благотворительными фондами, школами, - говорит Сантей. - Работа с фондами целевого капитала становится визитной карточкой Газпромбанка не только на российском, но и на международном рынке, чем мы, безусловно, гордимся.
Западные программы мало чем отличаются от российских. Здесь вузы также являются некой связующей системой между бизнес-организациями и непосредственно университетами.
- В рамках нашего университета действуют медицинские, социальные кампусы, - рассказывает декан Колледжа Штайер Хонорс США, Пенсильвания. – Потом студенты сразу же получают рабочие места.
Однако финансирование пенсильванского образовательного учреждения состоит не только из спонсорских дотаций или эндаумента, но и средств, которые за обучение своих детей платят родители. Так из общих 32 тыс. дол. бюджета колледжа США, 16 тыс. оплачивают неравнодушные родители.
- Поэтому сегодня мы находимся с донорами в таких отношениях, когда наши спонсоры не говорят мне, что делать, они только дают советы, - рассказывает Штайер.
Между тем несмотря на успешность программ эндаумента за рубежом, сегодня в России они не очень-то пользуются популярностью. Мало кто осознает необходимость фандрайзинга в нашей стране.
- Это работа на будущее региона и страны, - считает директор Фонда целевого капитала Европейского университета в Санкт-Петербурге Светлана Лаврова. - Эндаумент в нашем случае – не получение доходов за какую-то услугу, не прямая выгода для бизнеса, это укрепление сотрудничества.
Как считает госпожа Лаврова, люди, совершающие подобные дотации, жертвуют не для конкретного результата. С одной стороны получается финансовая поддержка научных идей, а с другой – непосредственное предложение человеческих ресурсов.
- Такой сплав очень экзотичен для России, - говорит она.
- Важно не только научить профессионалов, но и объяснить обществу, донорам, почему эндаумент и фандрайзинг – это успешно, – заявляет исполнительный директор Благотворительного фонда Потанина Оксана Орачева. - Надо сделать слова «эндаумент» и «фандрайзинг» общеупотребимыми. Именно такие цели ставит перед собой Благотворительный фонд В. Потанина в рамках обучающей программы “Целевые капиталы: стратегия роста” для представителей российских эндаумент-фондов.
Эндаумент в наши дни стал механизмом, позволяющим и донору, и образовательному учреждению продемонстрировать результат своей деятельности. За последний год успешными примерами стали программа поддержки Ботанического сада, программа изучения редких языков МГИМО, Томский университет и многие другие. Это уже не сбор средств, это работа над неким проектом, который интересен и важен не только в рамках какого-либо одного учреждения, но и для всего региона, а в некоторых случаях и страны.
В заключение было принято решение о создании Ассоциации университетских эндаументов под эгидой МГИМО.