Плавники и аэродинамика
Людям, неравнодушным к автомобилям и автомобильному дизайну в частности, не говоря уже о простых обывателях, может показаться что многие гениальные изобретения прошлого не получили своего развития в автомобилестроении. Взять, к примеру, так называемые плавники, украшавшие американские автомобили начала второй половины ХХ века. Принято считать, что это не более чем декор, наподобие хромированных бамперов сложной формы, дань определенной моде. Соответственно и исчезли они сразу же как только эта странная мода прошла. Однако, не все так просто.
Официальное появление плавников по обе стороны багажника связывают с автомобилем Cadillac Fleetwood 1948 года. По словам главного дизайнера GM Харли Эрла, создавая Fleetwood, он вдохновлялся внешним видом самолета Lockheed P-38 Lightning. Впрочем, очевидно, что Эрл шел к своему решению постепенно: его «кадиллаки» 1937 и 1941 годов уже имели выступающие элементы, напоминающие будущие плавники.
Так или иначе, но в 50-е годы человечество вступило в эпоху реактивных самолетов и полетов в космос. Дизайнеры автомобилей стали копировать стабилизаторы баллистических ракет и другой сверхзвуковой техники. В этом тренде Cadillac был абсолютным лидером: самые большие плавники появились на модели Cadillac Eldorado 1959 года. А концепт кар Cadillac Cyclone, появившийся практически одновременно с Eldorado, и вовсе выглядел как летательный аппарат на колесах благодаря огромным плавникам-стабилизаторам и задним фонарям, внешне не отличимым от сопла ракеты. Этот концепт, кстати, был впервые в мире оснащен системой предотвращения столкновений. В 1959 году! Представляете?
Несмотря на казалось бы здравую идею, плавникам не повезло. Их часто критиковали с точки зрения безопасности, не без оснований полагая, что зацепившись за них, можно случайно пораниться даже о припаркованный автомобиль.
Безусловно, по всем современным стандартам плавники опасны. Но давайте посмотрим на их применение шире и разберемся, унаследовал ли современный автомобиль что-нибудь от их применения.
Ответ безусловно да. Судите сами: помимо эстетической функции плавники играли существенную стабилизирующую роль при движении по прямой на большой скорости. Посмотрите на новейшие болиды Формулы 1, автомобили серии LMP1 для гонок на выносливость — все они снабжены вертикальными стабилизаторами, которые являются ни чем иным, как усовершенствованными плавниками далеких 50-х.
Вы скажете, одно дело гонки — другое повседневная жизнь. Где плавники в современном дорожном автомобиле? Вы правы, их нет, если не считать антикрыло на багажнике прямым наследником плавников. Однако, функции плавников сегодня выполняет множество других технических и дизайнерских элементов, подчас незаметных глазу, но крайне эффектно проявляющих себя во время аэродинамических испытаний. Иными словами, огромные выступающие плавники в процессе эволюции оказались интегрированы целиком в кузов автомобиля, включая днище.
Новейший премиум-седан Cadillac CTS 2014 года модельного года — идеальный пример в этом плане. Он безупречен с точки зрения аэродинамики. Коэффициент лобового сопротивления составляет у него всего 0,29 — самый низкий показатель для седанов в истории марки. Чем не зримое воплощение принципов «Технологии как искусство»? Его стремительные и элегантные боковые линии великолепно сочетаются с задними вертикальными фонарями — вне сомнений, — символический респект плавникам 50-х. Новый CTS на 40 процентов жестче, чем предшественник. Шасси минимизирует крены кузова во время агрессивных перестроений или прохождения поворотов, а в сочетании с прецизионной рулевой системой ZF и «неутомимыми» тормозами Brembo, способно доставить настоящее удовольствие от вождения.
Глядя на стремительный Сadillac CTS, позитивный ответ на вопрос, получили ли автомобильные плавники развитие или навсегда остались рудиментом прошлого, очевиден. Аэродинамика имеет колоссальное значение для поведения автомобиля на дороге, снижении потребления топлива и уровня шума. Когда-то создатель культовых моделей Cadillac Харли Эрл пытался с помощью плавников аэродинамику улучшить. Более шестидесяти лет спустя, последователи Эрла в GM Design Center довели его начинание до совершенства, создав Cadillac CTS — седан, не уступающий в аэродинамике спортивным купе.