Последний звонок
Почему закрывается Qik
Сегодня, 30 апреля, видеосервис Qik официально прекращает свое существование. Сооснователь сервиса Николай Абкаиров рассказал «Секрету фирмы», как был основан Qik, какие трудности пришлось преодолеть стартапу перед тем, как он был куплен Skype, и почему сервис закрывается.
Как все началось. История с Qik началась для меня в конце 2006 года. Тогда я работал в российской компании Spirit и занимался разработкой встраиваемых библиотек для передачи голоса по IP. В Spirit было очень интересно, я пришел туда сразу после того, как закончил учиться в Московском институте электронной техники (МИЭТ), провел там 10 лет. В 2004 году я познакомился с вице-президентом Oracle Раму Сункарой: Spirit была поставщиком для их продукта Oracle Colaboration Suite, а Раму как раз руководил подразделением, разрабатывавшим этот продукт. Через два года он ушел из Oracle и вместе со своим партнером Баскаром Роем задумался о запуске сервиса для проведения удаленных собеседований. Основными особенностями сервиса должны были стать качественная видеосвязь, система оценки кандидата и интеграция с другими системами рекрутеров. Через какое-то время мы встретились с Раму случайно на конференции, разговорились, и он пригласил меня к себе побрейнстормить над техническими аспектами их идеи. Раму и Баскар работали в гараже — как настоящие американские стартаперы. Я обнаружил в их проекте много интересных технических «вызовов», да и идея их в целом мне понравилась. Позже Раму предложил присоединиться к их команде, я согласился.
Как Qik стал Qik. В 2007 году после многочисленных разговоров с разными инвесторами мы поняли, что нужно как-то менять идею стартапа: инвесторы не видели большого рынка для нашего сервиса и называли его слишком узким и нишевым. Мы решили сделать разворот в сторону видеотрансляций с телефона в веб. На тот момент это было непаханое поле со слабыми конкурентами, никто не транслировал живое видео прямо в Adobe Flash. Не было также базовых вещей в мобильных приложениях: никто не делал удобной авторизации, не было автоматического выбора доступной сети, еще не вышел iPhone. Сам факт того, что можно что-то с мобильного тут же показать в интернете, выглядел фантастикой.
Кто инвестировал в QIk
Точки роста. В начале 2008 года мы выпустили продукт на открытый рынок и получили $3 млн инвестиций. Рост пользователей поначалу был скромный. Наше приложение устанавливали около 100 человек в день, но это было еще до эры AppStore. К лету 2008 года мы выпустили приложение на платформах Symbian, WinMobile и Jailbroken iPhone и стали привлекать по тысяче новых пользователей в сутки.
Следующей ступенькой нашего роста в начале 2009 года стали смартфоны Nokia N97 — на них Qik был предустановлен. Это добавило нам еще почти тысячу установок в день. Существенным прорывом стал выход приложения Qik Video Camera в официальном AppStore в конце 2009 года: на пике популярности оно приносило нам по 30–50 тыс. новых пользователей в день. Начиная с 2010 года многие смартфоны на Android стали выходить с предустановленным Qik, благодаря чему число наших пользователей в итоге выросло до нескольких десятков миллионов человек. При этом как минимум 2–3 млн из них были постоянно в состоянии онлайн.
Команда и инвесторы. Четкого разделения на управленцев и технарей у нас в команде не было: в разное время нас было 30–40 человек, мы все друг другу помогали. В компании не было никаких вертикалей, все работали со всеми, большинство решений принимались с учетом мнений всей команды. Нам повезло в том, что многие из наших инженеров имели свое продуктовое видение и предпринимательскую жилку. Мы старались развивать в них эти качества, а не подавлять. Многие «фичи» делались с подачи разработчиков руками этих же разработчиков. Некоторые из инвесторов периодически общались со всей командой, старались поддержать советом. Например, нам постоянно помогал старший вице-президент Oracle Виджей Телла, наш инвестор-ангел. Позже он ушел с поста в Oracle и стал работать у нас. Другой инвестор, знаменитый Бен Хоровиц из Horowitz Andreessen, когда нам было очень тяжело после финансового кризиса в 2008 году, приехал к нам в офис и больше часа рассказывал о том, как его компания была два раза при смерти, прежде чем стать успешной.
Монетизация Qik. Зарабатывать Qik начал в 2010 году. Благодаря предустановленным версиям на смартфонах c Android и скачиваниям наших приложений из AppStore мы перестали быть убыточными. В начале 2011 года нас купила Skype. А в середине 2011 года Microsoft купил уже саму Skype вместе с нами. Уже после этого еще одним способом монетизации сервиса стала платная версия QikPremium, но ситуацию это сильно не изменило: основная прибыль все равно поступала от предустановленных версий на смартфонах.
В конце 2009 года, когда Стив Джобс разрешил публиковать в AppStore приложения, которые захватывают кадры с камеры, мы сделали небольшое ответвление от нашего сервиса Qik Live Streaming. Урезали его функционал до видеокамеры, добавили туда realtime-эффекты, повысили качество видео и выложили как платное приложение. Это не только помогло нам с монетизацией, но и выявило новую категорию пользователей, которые не хотят транслировать свои видео для общего обзора, но хотят сохранить их для себя и поделиться только с близким кругом друзей. В начале 2010 года один из наших заказчиков, который занимался предустановкой Qik, попросил нас доработать это приложение до видеозвонков на мобильный телефон. В итоге мы сделали такое приложение-комбайн, которое и видео может записывать, и транслировать его в режиме live, и звонить.
Ошибки и уроки. Далеко не все наши повороты или начинания были удачными. Например, мы почти год потратили на интеграцию с видеокамерой Flip. Она должна была выйти с Wi-Fi-модулем и позволила бы пользователям транслировать видео в интернет (live streaming), но в итоге проект был закрыт, камера так и не вышла на рынок. Подобный проект с камерой другого партнера, который все-таки был реализован, принес, увы, очень мало пользователей, хотя тоже отнял немало наших усилий.
Еще одной нашей проблемой было то, что мы с самого начала не сфокусировались на одной мобильной платформе, а пытались идти слишком широко. В итоге потом нам очень тяжело было поддерживать одновременное развитие приложения на разных платформах. С другой стороны, рынок смартфонов тогда менялся очень быстро и, возможно, именно эта наша всеядность и позволила нам выжить.
Почему Qik закрывается. После того как нас купила Skype, мы продолжали развивать Qik, но со временем переключились на интеграцию наших наработок по videosharing в само приложение Skype. Через полгода состоялась сделка с Microsoft. В итоге Раму покинул компанию летом 2011 года, но его уход, как и прошедшие сделки, практически никак не отразились на мне и команде разработчиков. Решение о закрытии Qik было принято довольно давно. Это естественный процесс, так называемый housecleaning. Большая часть функциональности Qik сейчас покрывается продуктами Skype и Microsoft, усилия нашей команды сфокусированы на развитии медиасервисов внутри этих продуктов.
Страшные мысли и планы на будущее. Сделка со Skype, а затем и c Microsoft помогла мне избавиться от напряженных мыслей о том, что мы непременно должны выжить. Они преследовали меня после кризиса 2008 года, когда нам пришлось уволить дюжину замечательных разработчиков и продуктовиков. Я тогда очень тяжело этот момент переживал. С другой стороны, у нас появились новые задачи по интеграции (и технической, и человеческой) с материнской компанией. Нанимать инженеров в каком-то смысле стало даже легче: в России больше доверия к крупным компаниям.
Вообще я рад, что нам посчастливилось быть пионерами мобильного рынка приложений и наблюдать, как меняется ландшафт смартфон-платформ. Интересно было пытаться предсказать, куда двинется рынок или та или иная платформа, и потом наблюдать, сбываются ли прогнозы. Меня это время многому научило, это очень ценный опыт. Еще я понял, что даже если какое-то приложение или сервис имеет ограниченный жизненный цикл и не охватит весь мир, от него все равно есть огромная побочная польза. Из таких приложений и сервисов строится экосистема: люди лучше понимают, какие «фичи» нужны в продукте, как их делать.
Планов на новый стартап у меня сейчас нет, я и моя команда работаем в Microsoft. На рынке видеосвязи до сих пор существует необозримое поле для инноваций и улучшений, именно ими мы сейчас и занимаемся.