Выборы попали под перекрестный огонь
Силовая операция на юго-востоке ввергла страну в гражданский конфликт
Противостояние на Украине перешло в новую фазу — гражданской войны. В Донецкой области начатая Киевом "антитеррористическая операция" вылилась в кровопролитные бои между национальной гвардией и "народным ополчением". В Одессе столкновения сторонников и противников киевской власти унесли 46 жизней. Последние события окончательно разделили страну на два враждующих лагеря. Президентские выборы 25 мая теряют смысл: независимо от того, пройдет ли голосование, угрозы расползания конфликта и распада государства будут нарастать.
Хрупкий статус-кво в отношениях между украинскими властями и сторонниками федерализации на Востоке страны был нарушен утром 2 мая. В Киеве объявили о начале активной фазы "антитеррористической операции" в Донецкой и Луганской областях, на осуществление которой была брошена большая часть имеющегося в распоряжении властей силового ресурса — подразделения МВД, Минобороны и национальной гвардии, а также вертолеты и бронетехника. Для контроля за ходом спецоперации в регион прибыл лично и. о. главы МВД Арсен Аваков.
Решение сделать ставку на силовой сценарий было принято всего через две недели после женевских мирных договоренностей 17 апреля — на фоне нарастающей критики властей со стороны украинских радикалов. Они обвиняли руководство страны в бездействии и подыгрывании "сепаратистам", пытающимся сорвать президентские выборы 25 мая.
Пойдя ва-банк, власти в Киеве выразили уверенность, что силовики не повторят ошибок месячной давности, когда отправленные в мятежные регионы армейские подразделения отказались выполнять приказы, были разоружены или перешли на сторону "Донецкой народной республики", а часть их оружия и бронетехники была захвачена "силами самообороны". Исполняющий обязанности главы администрации президента Сергей Пашинский пообещал, что операция в восточных областях будет продолжена до ее успешного завершения — восстановления контроля над населенными пунктами и административными зданиями, удерживаемыми сторонниками федерализации. "Мы не остановимся",— вторил ему Арсен Акаков.
Главное противостояние развернулось в районе Славянска--Краматорска. По поступавшим в первый день операции сообщениям, силовики с боями взяли под контроль все блокпосты на подступах к Краматорску и окружили город. Несмотря на ожесточенное сопротивление со стороны отрядов "народного ополчения", которым даже удалось сбить два вертолета, украинские власти придерживались версии о том, что инициатива находится в их руках.
"Освобождены практически все здания: помещение Службы безопасности Украины, управление внутренних дел, с боями отбита телебашня",— отрапортовал в субботу об операции в Краматорске господин Пашинский. Как следовало из его слов, под контролем "ополченцев" в городе осталось лишь здание горсовета. Данные о потерях среди гражданского населения в Краматорске расходятся. По версии господина Пашинского, силовикам удалось избежать жертв. В то же время ополченцы сообщали, что только в ночь на субботу погибли десять мирных жителей и почти 30 получили ранения, попав под огонь колонны бронетехники.
В течение всего вчерашнего дня каждая из сторон пыталась дезавуировать версию противника и сообщить о своих успехах. Эпицентром боев оставались Краматорск, Славянск и Константиновка (город с 75-тысячным населением между Краматорском и Донецком), при этом география конфликта с каждым часом расширялась, включая в себя Мариуполь, Андреевку, Енакиево, а также Луганск. В Мариуполе сторонники федерализации сожгли отделение Приватбанка, принадлежащего украинскому олигарху и главному спонсору "антитеррористической операции" Игорю Коломойскому, а также отделение партии "Батькивщина" Юлии Тимошенко и офис кандидата в президенты Петра Порошенко.
Уже в воскресенье стало ясно, что блицкриг украинских силовиков провалился. "Ополченцы" не только оборонялись, но и переходили в контрнаступление, восстанавливая контроль над стратегическими объектами. Подтверждением этого стала запись, сделанная в Facebook Арсеном Аваковым в ночь на воскресенье. "В Константиновке идет бой с террористами, пытающимися захватить телевышку. Они применяют тяжелое оружие. Есть раненые с нашей стороны. Держим",— сообщил он.
Катализатором конфликта стала потрясшая всю Украину трагедия в Одессе, унесшая жизни 46 человек. В отличие от Донбасса, Одесса до последнего времени оставалась относительно спокойным городом, не решавшимся бросить открытый вызов киевским властям. Однако гибель людей, сгоревших заживо в здании Дома профсоюзов, вызвала резкий всплеск протестных настроений. Успокоить страсти не смогли визиты в Одессу и. о. премьера Арсения Яценюка, кандидатов в президенты Петра Порошенко и Юлии Тимошенко, а также лидера партии УДАР Виталия Кличко.
Сделав ставку на силовой сценарий, украинские власти пытаются мобилизовать своих сторонников внутри страны, называя главной целью сторонников федерализации "срыв президентских выборов и раскол государства". В своем заявлении Генпрокуратура Украины призывает жителей юго-восточных областей "не поддаваться на провокации диверсантов с оружием".
При этом ведущие украинские СМИ и имеющие наибольший рейтинг политики поддерживают "антитеррористическую операцию", придерживаясь версии, что у властей нет иного выбора. Несмотря на то что ситуация на юго-востоке страны стремительно выходит из-под контроля, в Киеве дают понять, что отмена или перенос президентских выборов невозможны. Несмотря на все более очевидный раскол страны, имеющий признаки гражданской войны, легитимность голосования, если оно все же состоится, не ставится под сомнение.
Побывавший с предвыборной поездкой в Каменец-Подольске лидер президентской гонки Петр Порошенко дал понять, что кардинальные перестановки в правительстве Арсения Яценюка произойдут только после досрочных парламентских выборов. Как следует из его заявления, непосредственно после выборов 25 мая будут заменены только министры, не справившиеся с задачей за последние два месяца или уличенные в коррупции.
Впрочем, последние события на Украине в значительной степени нивелируют значение предстоящих президентских выборов, которые должны были стать главным политическим событием после отстранения от власти Виктора Януковича. Выборы были призваны придать легитимность украинским властям, однако их единственным практическим результатом для Киева в итоге может стать лишь признание нового президента со стороны Запада. При этом независимо от того, пройдет ли голосование или ситуация в стране окончательно выйдет из-под контроля, угрозы расползания конфликта и распада украинского государства будут нарастать.