В границах органики
Поклонников экологически чистой пищи и так называемых органических продуктов все больше. Что на самом деле представляют собой такие продукты, в каких магазинах их лучше покупать и на что обращать внимание при покупке
Что же все-таки следует называть экопродуктом? Трактовок множество. Кто-то считает, что это продукты, произведенные без использования ГМО, кто-то — любые продукты из ближайших фермерских хозяйств, кто-то уверен, что экопродукты обязательно должны быть выращены без пестицидов, гербицидов и прочей химии. Все по-своему правы, ведь в нашей стране сегодня нет определения, что такое экопродукт.
Отечественное законодательство пока не распознает экопродукты. В санитарных требованиях, предъявляемых Роспотребнадзором, есть несколько пунктов, посвященных органическим продуктам питания, однако этого явно недостаточно, так как отсутствуют какие-либо стандарты, по которым продукт можно отнести к категории органического, а также нет государственного сертификационного органа. По мнению экспертов, именно из-за отсутствия четкой законодательной базы любой производитель сегодня может назвать свою продукцию экологически чистой или органической и продавать с соответствующей пометкой на упаковке и, соответственно, наценкой.
— К сожалению, у нас сегодня все подряд называют органическими продуктами. Производитель огурцы выращивает на навозе и говорит: у меня органика и без ГМО. Но при этом он беспрепятственно может сыпать в навоз ядохимикаты. И оказывается, что он прав. Потому что нет закона и стандарта качества. В результате на рынке происходит непонятно что. Понятие экологически чистый продукт девальвируется, и от этого страдает и производитель, и потребитель,— полагает Яков Любовецкий, исполнительный директор Союза органического земледелия.
Российские законодатели уже не первый год обещают внести на рассмотрение Госдумы законопроект "О производстве органической продукции", который должен регламентировать нормы производства и проверки отечественных экопродуктов. Уже несколько лет этот проект находится на стадии разработки в нижней палате. К примеру, в последней редакция данного законопроекта имеется подробный список требований к производству органической продукции. В частности, производители экопродуктов не только обязаны работать исключительно со здоровыми животными и растениями, но им категорически запрещено применять на производстве агрохимикаты, пестициды, антибиотики, гормональные препараты. Также отдельными пунктами законопроект полностью запрещает использование ГМО и методов гидропонного производства продуктов.
В случае принятия законопроекта термин "органическая продукция" сможет применяться для маркировки, обращения на рынке и рекламирования продуктов только после получения сертификата соответствия процессов производства органической продукции и включения в госреестр производителей органической продукции. Для маркировки таких экопродуктов будет утверждено специальное графическое изображение (государственный логотип). И, что очень важно, национальный стандарт экопродуктов будет соответствовать западным нормам. Это значит, продукты, сертифицированные в России, смогут не проходить повторную сертификацию при выходе на экспорт. В то же время и иностранные товары автоматически получат российский сертификат, если они уже прошли аналогичную проверку в своей стране. "Эту редакцию мы полностью поддерживаем и ждем внесения проекта в Госдуму. По нашим данным, это должно произойти в мае-июне этого года",— сообщила Анна Любовецкая, директор по внешним связям Союза органического земледелия.
А пока закон не принят, у российских производителей, желающих подтвердить высокое качество своих экопродуктов, есть только один путь — получить сертификат у частных компаний. Сейчас в стране существует около 10 организаций, готовых выдавать сертификаты экопроизводителям: от европейской Organic до LavkaLavka, и, по словам экспертов, многим таким сертификатам действительно можно доверять.
Уникален пример LavkaLavka. Это российская сеть розничных и интернет-магазинов экопродуктов, она самостоятельно проверяет фермеров, продукцию которых после сертификации и продает. Для проверки фермерских хозяйств и продуктов был создан специальный проект — СЭС LavkaLavka. Сотрудники компании разработали собственный трехуровневый стандарт качества. "Стандарт-1" — это минимальные экологические требования к фермеру, позволяющие ему вступить в кооператив LavkaLavka и начать продажу своей продукции. "Стандарт-5" включает в себя те же требования, которые предъявляются к биосертификации в Евросоюзе. "Стандарт-3" — переходный от первого к пятому. "Мы принимаем заявки от всех фермеров, желающих пройти сертификацию. Затем на ферму приезжает наша инспекция, тщательно все исследует и изучает, и если фермер успешно проходит процесс сертификации, то вступает в наш кооператив, и мы помогаем ему реализовывать продукцию",— рассказал основатель LavkaLavka Борис Акимов. Даже при получении сертификата стандарта первого уровня требования к производителю предъявляются серьезные — в процессе производства продуктов не должны применяться ГМО, даже на уровне сырья, кормов и семян. Также исключается использование вредных химических и синтетических веществ, гормонов роста в животноводстве, запрещено негуманное содержание животных.
Еще один известный отечественный сертификатор экопродуктов — СДС "Эко Качество" — был основан общероссийской общественной организацией "Лига здоровья нации". По словам ее представителя Александра Дворецкого, предприятие, претендующее на получение сертификата экокачества, должно предоставить документальное обоснование своей деятельности, протокол лабораторных испытаний продукции, а также данные, откуда эта продукция взялась. Достоверность всех данных затем тщательно проверяют эксперты.
Сертификация у отечественных компаний тоже не бесплатная — LavkaLavka, например, берет с фермеров по 20-30 тысяч рублей за инспекцию, в зависимости от удаленности их производства от Москвы.
Между тем в условиях, когда в стране нет единых экостандартов, конечному потребителю, как полагает Дарья Лисиченко, основатель и руководитель рынка фермерских продуктов "Экомаркет", очень трудно разобраться, каким из российских сертификатов качества можно доверять, а каким нет. Совет один — всегда нужно смотреть на состав продукта, читать, что написано на упаковке, особенно мелким шрифтом. К сожалению, для покупателя, пришедшего в магазин или на рынок, другого способа себя обезопасить нет. Кроме того, нужно приучить себя покупать продукты в проверенных магазинах — у продавцов и торговых марок, к которым есть доверие, выведенное опытным путем.
Также, делая выбор, необходимо обращать внимание на место, откуда поставляется продукт. Дело в том, что практически все настоящие экопродукты из-за своего недолгого срока хранения едут в ваш город с ближайших производств. Например, в Москву мясо, птица, рыба и молочные продукты с приставкой "эко" доставляют из фермерских хозяйств, расположенных недалеко от города. Например, LavkaLavka везет мясо из Калужской, Тульской, Брянской и других расположенных рядом областей. Курицу поставляют в основном фермеры из Московской области, оттуда же едет домашний сыр и молочные продукты. Свежая рыба доставляется из Ярославской области.
Ну и еще одно отличие экопродуктов от обычных — это их цена. Борис Акимов не скрывает, что его компания делает наценку на фермерские продукты в среднем 100 процентов. По его мнению, экопродукт в принципе не может быть массовым и дешевым. Например, в США, где есть полноценная система сертификации, экопродукты стоят в несколько раз дороже обыкновенных. Обычная курица стоит 3 доллара, а органическая — 20 долларов. Такая цена складывается из множества факторов. Но одно понятно: курица из хозяйства, где содержится 500 куриц и где их кормят натуральным кормом с собственных полей, определенно дороже той, что из хозяйства в 50 тысяч куриц с комбикормом, где не индивидуальное, а поточное производство.
По данным самих производителей, сегодня 70 процентов их товаров распространяется через интернет-магазины и только 30 процентов — через крупные торговые сети (где их выкладывают на отдельные полки) или специальные розничные магазинчики. Конечно, людям было бы гораздо комфортнее покупать нужные и полезные продукты в обычном супермаркете, где можно убедиться, что продукт свежий, потрогать его и понюхать, попробовать. Однако крупные ретейл-сети не спешат связываться с натуральными продуктами, которые ведь они имеют ограниченный срок хранения и требуют особой логистики и транспортировки, что отнимает время и деньги. Так что работа с натуральными продуктами по поставкам их в сети — тяжелое и низкорентабельное дело, потому в супермаркетах органическую продукцию надлежащего качества сегодня найти сложно. Впрочем, сети чувствуют тренд на здоровое питание и, возможно, вскоре начнут продавать такие продукты.
Это уже делают в "Азбуке вкуса" — не так давно в супермаркетах появились небольшие отделы экопродуктов. Правда, в компании отказались рассказывать, где они находят поставщиков и как именно проверяют качество продаваемой продукции. "Интерес к такого рода товарам растет на фоне озабоченности людей вопросами здорового образа жизни и здорового питания, потому и прибыль приносит, иначе зачем торговать",— отмечает руководитель пресс-службы "Азбуки вкуса" Андрей Голубков.
Между тем, по словам экспертов, эра продажи экопродуктов через интернет подходит к концу. "Мы сегодня растем быстрее, чем интернет-потребление. Поэтому уходим в розницу. Я уверен, что этот путь — из интернета в розницу — единственно верный",— говорит господин Акимов. Именно поэтому сегодня наибольшую популярность приобретают магазинчики, специализирующиеся исключительно на продаже органических продуктов питания, а также небольшие рынки, такие, например, как "Экомаркет", куда фермеры лично приезжают для реализации собственной продукции.
Понятные цены
|
Приставка за 10 000 евро
В Европе, чтобы какой-либо продукт мог называться эко- или био-, его производитель обязан пройти сложную сертификацию. Этого требует европейское законодательство. Более того, западным фермерам нужно ежегодно подтверждать, что их продукт достоин носить заветную приставку — к ним периодически приезжают инспекторы и проверяют, все ли требования закона соблюдаются. В случае несоблюдения сертификат отнимают. Такой сертификат могут получить и российские производители. Надо лишь иметь в виду, что цена одной органик-инспекции у европейской аккредитованной компании может доходить до 10 тысяч евро.
Сертификация частного мнения
На рынке фермерских продуктов "Экомаркет", по словам его руководителя и основателя, Дарьи Лисиченко, торговать разрешается только проверенным производителям
В западных странах давно существует строгая система сертификации экопродуктов. Чтобы добавить к своему продукту приставку "эко", производители должны выполнить определенные требования, прописанные в специальном законе, действующем на территории Евросоюза. Если речь идет об овощах и фруктах, то они обязательно должны быть выращены на чистой, не загрязненной удобрениями и прочими химикатами почве, рядом с полями не должны на протяжении нескольких лет размещаться производство, могильники, мусорные свалки, протекать засоренные воды и многое другое. В общем, к европейскому производителю приходит комиссия и тщательно проверяет многие показатели. В России сегодня такой государственной системы сертификации экопродуктов нет. Это привело к тому, что некоторые частные компании, руководствуясь собственными нормами, решили самостоятельно проверять производителей продуктов питания и даже стали выдавать им собственные сертификаты качества. У "Экомаркета" свой подход — мы сертификаты качества не выдаем, однако обязательно встречаемся с производителями, которые хотят торговать на нашем рынке, узнаем их подход к ведению хозяйства (не наносит ли оно вреда окружающей среде) и тщательно проверяем их продукцию. Если нас все устраивает, то мы с этими людьми работаем. Также на территории "Экомаркета" находится государственная лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы. Каждое утро экспертов лаборатории начинается с контроля всей поступающей продукции.
Также нужно понимать, что экопродукты стоят дороже (в среднем на 20-30 процентов), чем обычные продукты массового производства. Дело в том, что процесс экопроизводства требует значительных затрат на поддержание качества продукции, ее хранение и транспортировку, а также квалифицированную рабочую силу. Поэтому основными потребителями экопродуктов сегодня являются по большей части люди хорошо обеспеченные. Но я думаю, что через несколько лет экопродукты станут доступны всем категориям граждан. В Европе еще 10 лет назад экопродукты занимали маленький отдел в супермаркетах (и не во всех), а сейчас до 80 процентов продукции в ведущих супермаркетах имеет сертификат "эко". И чем шире становится этот рынок, тем жестче конкуренция и, соответственно, ниже стоимость продукции.