Бизнес-омбудсмена оставляют в зоне риска
Минэкономики выступило против наделения уполномоченного неприкосновенностью
Минэкономики опубликовало проект поправок к закону "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ", расширяющих полномочия бизнес-омбудсмена. При этом, в отличие от депутата-единоросса Виктора Звагельского, который ранее внес похожие поправки, Минэкономики не предусмотрело неприкосновенности для уполномоченного по защите прав предпринимателей. Бизнес-омбудсмен Борис Титов заявил "Ъ", что без неприкосновенности бизнес-омбудсмен попадает в "зону риска", а с ведомством ранее были согласованы поправки депутата. В министерстве пояснили "Ъ", что считают эту норму избыточной.
Минэкономики опубликовало поправки к закону "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ", к Кодексу об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальному кодексу РФ. Поправки расширяют права бизнес-омбудсмена при президенте РФ, а также права региональных бизнес-омбудсменов. Министерство предлагает разрешить уполномоченному обращаться в арбитражный суд в защиту публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности и вступать в арбитражные дела на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица. Поправки предусматривают, что омбудсмен сможет вступать в дела, находящиеся в производстве, на любой стадии процесса для дачи своих заключений и проводить проверку нарушений прав предпринимателей по собственной инициативе. А должностные лица, получившие от омбудсмена заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов предпринимателей, будут обязаны в течение 30 дней письменно сообщить о результатах рассмотрения этого документа. Сам уполномоченный, а также региональные бизнес-омбудсмены получат право назначать своих общественных представителей.
Ранее (см. "Ъ" от 29 апреля) похожие поправки к закону о бизнес-омбудсмене внес зампред думского комитета по экономической политике и предпринимательству единоросс Владимир Звагельский (см. "Ъ" от 29 апреля). Однако, как отметила руководитель аппарата омбудсмена Татьяна Марченко, Минэкономики не учло "ряд значимых положений", которые отражены в законопроекте господина Звагельского. В частности, проект МЭР не устанавливает неприкосновенности для бизнес-омбудсмена "на весь срок его полномочий". "Уполномоченный не может быть без согласия президента привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску",— говорится в проекте единоросса. Законопроект министерства также не дает общественным представителям федерального уполномоченного и региональных омбудсменов права обращаться в суд в защиту публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности и не содержит положений, позволяющих уполномоченному знакомиться с материалами уголовных, гражданских и прочих дел.
В пресс-службе Минэкономики "Ъ" заявили, что поддерживают поправки депутата, за исключением нормы о неприкосновенности бизнес-омбудсмена. В ведомстве пояснили, что подготовили свои поправки исходя из соответствующего поручения президента Владимира Путина. Борис Титов, в свою очередь, заявил "Ъ", что должность уполномоченного очень конфликтная, а "возбуждение уголовного дела — процесс легкий": "Открытое уголовное дело сильно ограничивает омбудсмена в правах". По его словам, можно работать и без этого положения, но сам уполномоченный попадает, таким образом, в "зону риска".
Виктор Звагельский сообщил "Ъ", что изначально законопроект Минэкономики обсуждался в аппарате Бориса Титова и был дополнен его сотрудниками. По словам депутата, он получил добро от двух заместителей министра экономического развития на внесение в Госдуму исправленной аппаратом омбудсмена версии законопроекта. В итоге он внес свои поправки 28 апреля, а спустя два дня министерство тем не менее опубликовало свой вариант на правительственном портале regulation.gov.ru. "Мы совместно работали над документом, и нам казалось, что мы все вопросы урегулировали",— заявил "Ъ" Борис Титов. Господин Звагельский намерен добиваться принятия его версии поправок к закону об уполномоченных по защите прав предпринимателей и рассчитывает, что ему удастся прийти к консенсусу с правительственными чиновниками.