"Яндекс" отчасти стал заложником корпоративного конфликта"
Руководитель "Яндекс.Украина" покидает свой пост. После скандальных высказываний о событиях в Одессе Сергей Петренко решил, что не может больше оставаться публичным лицом компании. Уход Петренко из "Яндекс.Украина" существенно снизил репутационные риски компании, отмечают эксперты.
Глава украинского подразделения "Яндекс" покидает компанию после высказываний о событиях в Одессе. Как сообщили в интернет-компании, Сергей Петренко решил, что больше не может оставаться публичным лицом "Яндекс.Украина". Ранее он прокомментировал в Facebook пожар в одесском Доме профсоюзов, в результате которого 2 мая погибли десятки активистов Антимайдана. Топ-менеджер назвал это "зачисткой города от сепаратистов". "Ненормально патетически ужасаться, ах, какой ужас, погибли люди, которые несколько месяцев призывали к насилию, провоцировали беспорядки и выступали под иностранными флагами", написал Петренко. В понедельник комментарии в Facebook были удалены. В "Яндексе" сразу же заявили, что высказывания Петренко — лишь его личное мнение. Кто возглавит украинское подразделение, пока неизвестно, сообщила "Коммерсантъ FM" сотрудник пресс-службы интернет-компании Ася Мелкумова.
"Все, что сказал Сергей Петренко, конечно, не имеет никакого отношения к компании "Яндекс". Это не официальная позиция компании, а личная эмоциональная реплика. Сергей близко принимает к сердцу все, что он там наблюдает, и, безусловно, в том коротком комментарии в Facebook он не поддерживал сожжение людей. Сам Сергей решил, что он больше не может оставаться публичным лицом компании. Сейчас он уходит в отпуск на неопределенное время. Обязанности генерального директора будут исполняться другим сотрудником "Яндекс.Украины". Остается извиниться и выразить искренние соболезнования родным, близким людей, которые погибли в Одессе", — пояснила Мелкумова.
Высказывания Сергея Петренко осудил председатель Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов. Он отметил, что приветствовать гибель людей недопустимо. Глава думского комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий назвал позицию директора "Яндекс.Украина" фашистской. Депутат отметил, что реакция головного офиса необходима, однако увольнение сделало бы Петренко жертвой и мучеником. Уволить топ-менеджера крупной компании непросто, отметил управляющий партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин.
"Человека можно уволить только за какое-то допущенное им нарушение. Теоретически можно прописать в документах компании, что сотрудник не должен выражать точку зрения, в том числе в соцсетях, отличную от официальной позиции компании. В крупных компаниях есть политики общения с прессой, общения в социальных сетях, но везде есть грань. То есть компания не может регулировать личную деятельность гражданина. Здесь тонкая грань между дозволенным и недозволенным", — подчеркнул Зеленин.
5 мая Сергей Петренко написал на своей странице в "БлоGнот":
"На днях беда пришла в город, где я живу — в Одессу. Погибли люди, и мне жаль, что так произошло. В текущей обстановке моя личная позиция как человека и гражданина переносится на весь "Яндекс", который соблюдает политическую нейтральность. От этого может пострадать вся компания, в которую вложен труд как мой, так и тысяч моих коллег. Я не хочу подвергать угрозам компанию и не могу перестать быть гражданином своей страны".
Стороны пришли к компромиссу, что существенно сократило репутационные риски "Яндекса". Так считает генеральный директор пиар-агентства ProAct Media Анатолий Саутин.
"Важно то, что, в первую очередь, он говорил от лица компании. Я думаю, что действия материнской компании "Яндекс" в отношении подразделения абсолютно правильны. Нельзя использовать рабочую трибуну, тем более для того, чтобы разжигать рознь или топтаться на пепле. Здесь "Яндекс" отчасти стал заложником корпоративного конфликта. Это называется "мягкое увольнение", чтобы не доводить ситуацию до радикальных скандалов. Обычно стороны договариваются. Я думаю, что здесь никаких репутационных потерь, наверное, нет, потому что понятно, что в ситуации на Украине есть несколько позиций, и говорить, что одни правы, а другие — нет, как-то очень примитивно. Если бы "Яндекс" пытался сгладить ситуацию по-другому, оставил бы этого человека на месте, наверное, это было бы как раз репутационным риском", — рассказал Саутин.
По словам экспертов, в западных компаниях топ-менеджеры крайне редко позволяют себе высказывать собственное мнение по различным темам. Иногда это оборачивается громкими скандалами. Так, в 2011 году дом моды Christian Dior уволил Джона Гальяно с поста главного дизайнера после того, как модельера обвинили в антисемитских высказываниях. В апреле 2014 года генеральный директор компании Mozilla был вынужден покинуть пост после того, как он поддержал закон, запрещающий гомосексуальные браки в Калифорнии.