"У нас много автошкол, которые не имеют нормальной технической базы"
Автошколы могут начать штрафовать за плохо подготовленных водителей. Такая инициатива в ближайшее время будет рассмотрена на заседании комиссии по безопасности, а также в профильном комитете по транспорту Мосгордумы. Заместитель председателя комиссии Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров ответил на вопросы ведущей Дарьи Полыгаевой.
Также депутаты хотят увеличить срок обучения в автошколах в два раза и включить в обязательную программу курс экстремального вождения.
— Всегда ли автошкола виновата в том, что водитель плохо водит?
— Давайте рассуждать следующим образом: у нас сейчас очень много автошкол, которые не имеют нормальной технической базы. Они не имеют также нормальной экономической базы и учат наших будущих водителей спустя рукава, потом договариваются с сотрудниками ГИБДД, чтобы они принимали экзамены исходя из определенной коррупционной составляющей. Это все приводит к тому, что мы не имеем людей, выходящих из автошкол с нормальной профессиональной подготовкой. Как бы ни уверяли, аварий все больше и больше. Большей частью это водители, которые в автошколах начинают ездить после 25, 30 или 40 часов накатки, имеют только один навык — трогаться с места и в лучшем случае еще останавливаться. Остальное — это какие-то определенные ситуации, когда сотрудники ГИБДД на это закрывают глаза. Ситуацию многие понимают. Многие автошколы надо менять, создавать нормальные автошколы, которые имели бы серьезную техническую базу, вплоть до того, чтобы имели базу обучать и давать определенные навыки экстремального вождения, как это делается за рубежом. За рубежом вы не получите права, если вы не прошли все эти инстанции, вплоть до экстремального вождения. Вам положено пройти подготовку ледяной корочкой или скользким асфальтом. Вы должны это сделать, без этого вас не пропустят, вы водителем никогда не станете. У нас этого нет, не считая того, что многие права еще и покупают.
— Сергей, расскажите, как это будет работать? Предположим, водитель попал в аварию. Вы будете выяснять или кто будет выяснять? Суд?
— Это будет зависеть от того, кто совершил ДТП, кто в этом виноват. Страховые компании за это получают деньги, их задача будет это все зафиксировать. Те автошколы, которые своих учеников выпускают на дороги с подставными правами, с 20 часами наезда, по всей видимости, должны нести не только моральную, но и экономическую ответственность.
— Понятно. То есть их будут штрафовать через суд?
— Да. Будут выяснять все обстоятельства. Если автошкола выпустила водителя, который не имеет никаких навыков, такая автошкола должна лишиться лицензии или должна быть наказана экономически. Потому что во главе угла должна стоять экономика. Наши моральные и этические принципы пока просто не действуют.
— Сергей, ведь это комплексная проблема. Дело не только в автошколах, а в том, что сотрудники полиции берут взятки и права покупаются.
— Совершенно верно. Мы пока с вами обсуждаем этическую проблему. Это проблема людей в погонах, это проблема сотрудников МВД. Начальники, руководители должны разбираться в ситуации, когда сотрудники ГИБДД, которые принимают экзамены не по навыкам, а по той купюре, которая находится у них в руках, — это другой фактор. Но это, повторяю, проблема людей с погонами.
— Вы, насколько я понимаю, предлагаете решать проблему постфактум?
— Я не предлагаю решать проблему, это предложения, которые поступают и ко мне, и к другим депутатам о том, что автошколы на сегодняшний момент не отвечают всем требованиям. Не только мы говорим, многие специалисты точно также считают, что мы пока не имеем нормальную ситуацию в автошколах. Поэтому у нас автошколы, которые дают минимальные навыки, а потом страдают ни в чем не повинные граждане. Это надо менять и приводить к тому, как сделано в нормальных цивилизованных странах.
— Но, может быть, нужно начать с каких-то предварительных проверок? То есть понимать, насколько автошкола хорошо или плохо работает, и, может быть, лишать ее лицензии или как-то ужесточить требования?
— Я с вами соглашусь. Я думаю, что вы тоже правы, начинать надо с малого. Допустим, любая комиссия, которая будет заниматься этой проблемой, выясняет, что эта автошкола не имеет ни экономической, ни технической базы, а просто собирает деньги и учит тяп-ляп, их, конечно, надо лишать лицензии. Такие школы не должны существовать в России.