Обучение до востребования
Несмотря на санкции, Россия будет отправлять студентов в западные вузы
До конца мая российское правительство планирует утвердить программу "Глобальное образование", которая позволит готовить кадры в ведущих зарубежных университетах на деньги государства. "Власть" узнала, зачем чиновникам этот проект и может ли он пострадать от западных санкций.
Казахские газеты описывают биографию 39-летнего заместителя руководителя администрации президента Казахстана Габидуллы Абдрахимова как идеальную историю успеха. По словам самого политика, он вырос в "классической советской семье: мама — учительница, папа — инженер". Абдрахимов уже окончил аграрный университет, когда решил участвовать в конкурсе на учрежденную Нурсултаном Назарбаевым стипендию "Болашак" — по ней казахи могут за счет государства учиться за границей, но потом обязаны несколько лет отработать в Казахстане. Абдрахимов прошел конкурс и одним из первых уехал по "Болашаку" в Германию изучать государственное управление. По возвращении в Казахстан его карьера резко пошла вверх. Уже через два года он стал заместителем председателя Агентства Казахстана по делам государственной службы, через семь лет — руководителем канцелярии премьер-министра, еще через пять — заместителем руководителя администрации президента. Среди стипендиатов "Болашака" — ректор Академии государственного управления при президенте Казахстана, заместитель правления крупнейшего банка страны, известный кардиолог и т. д.
В Китае, примером которого вдохновлялся Нурсултан Назарбаев, Вань Ган, отучившийся по подобной программе на инженера в Германии в начале 1980-х годов и ставший одним из ведущих конструкторов модели Audi A4, в 2007-м стал министром науки и техники. Вань оказался первым министром в новейшей истории КНР, не состоявшим в Компартии. Вскоре министром здравоохранения стал специалист по заболеваниям крови с французским дипломом Чэнь Чжу, тоже некоммунист. Вернувшиеся в КНР с зарубежными дипломами специалисты занимают видные позиции в партии, госкомпаниях, ключевых университетах. В Пекине уверены, что программа, запущенная еще в 1978 году Дэн Сяопином, дает результат. Например, китайская автомобильная отрасль, созданная Вань Ганом почти с нуля, начала вытеснять южнокорейских конкурентов из ниши бюджетных машин. И хотя из 1,3 млн китайцев, получивших за 30 лет зарубежное образование, домой вернулись лишь 30%, в этом году Китай отправит за рубеж на бюджетные деньги еще 21 350 студентов.
В 2010 году в Кремле члены дискуссионного клуба "Экономика и политика" вместе с "Клубом выпускников Гарвардского университета" рассказывали об успешном опыте соседей, презентуя аналогичную программу обучения россиян за границей за счет бюджета. "Инициативная группа обнаружила, что во всех успешных странах, которые за одно поколение увеличили ВВП в 5-20 раз, были запущены подобные программы,— говорит сопредседатель клуба "Экономика и политика" Валентин Преображенский.— Доля чиновников с западными степенями в этих странах существенно выросла. Например, до 15% в Китае и до 90% в Сингапуре".
Хотя из 1,3 млн китайцев, получивших за 30 лет зарубежное образование, домой вернулись лишь 30%, в этом году Китай отправит за рубеж еще 21 350 студентов
Создание в России аналогичной программы, получившей рабочее название "Глобальное образование", одобрил в 2010 году президент Дмитрий Медведев. Но споры о том, как она должна быть устроена, в правительстве и администрации президента продолжаются почти четыре года.
Концепцию программы "Глобальное образование" разрабатывало Агентство стратегических инициатив (АСИ), а за ее реализацию отвечает Минобрнауки. Сейчас в АСИ первоначальную идею клуба "Экономика и политика" называют слишком романтичной: предполагалось на деньги государства учить всех, кто сам поступил в зарубежный вуз, а требований вернуться после учебы в страну не было никаких. Вопрос, зачем Россия тогда финансирует обучение своих граждан за рубежом, при обсуждении больше всего волновал чиновников (см. материал "Заграница нас научит" во "Власти" N31 от 6 августа 2012 года). Куратор направления "Молодые профессионалы" АСИ Дмитрий Песков поясняет, что споры велись вокруг двух пунктов: как гарантировать возврат в Россию студентов, а также где и кем они по возвращении будут работать. "Каждый из людей, принимающих решение, видел эту программу по-своему. Кто-то говорил, что эта программа должна быть заточена исключительно под подготовку инженеров, кто-то говорил, что нет, это программа для преподавателей региональных вузов. Следующая позиция была, что это все надо готовить под управленцев в социальной сфере, под управление школами, больницами, институтами",— говорит он. По словам разработчиков программы, во время дискуссии некоторые чиновники даже приводили доводы, что она дискредитирует российские вузы. Например, в первом отзыве на документ Минфин написал, что "Глобальное образование" поддерживать не надо, говорит близкий к программе источник, потому что "тезис о несоответствии российских вузов мировым стандартам не доказан и неочевиден".
Точку в спорах о том, быть программе или нет, поставил 28 декабря 2013 года Владимир Путин. Президент подписал указ "О мерах по укреплению кадрового потенциала РФ". По нему обучаться за границей будут научные, педагогические, медицинские, инженерные кадры, а также управленческие в социальной сфере. Учиться можно будет в магистратуре, аспирантуре и ординатуре вузов, входящих в первые сотни мировых рейтингов. Если после учебы россиянин не отработает в стране три года, он должен вернуть все деньги, потраченные на его образование за рубежом, в трехкратном размере. Программа действует три года — с 2014-го по 2016-й.
Текст правительственного постановления, детально описывающего работу "Глобального образования", и список иностранных вузов, в которые по ней должны ехать студенты, по указу президента должны были быть приняты в конце марта, но они не подписаны до сих пор. Источники в правительстве утверждают, что от программы не отказываются и все документы по ней подпишут в мае. Минобрнауки с помощью Минздрава, Минпрома и других министерств подготовило перечень иностранных университетов, в которых могут учиться участники программы (проект есть в распоряжении "Власти). Это "топовые" вузы развитых стран (большинство расположено в США и Великобритании — например, Гарвард, Йель, Стэнфорд, Массачусетский технологический институт, Оксфорд, Кембридж), а также ведущие университеты ряда развивающихся стран (КНР, Бразилия, ЮАР).
По словам представителей АСИ и министерства образования, задержка с запуском программы "Глобальное образование" не имеет отношения к охлаждению отношений России с США и Европой. Чиновники еще "отрабатывают механизмы трудоустройства выпускников". "Мы не потому посылаем граждан учиться за рубеж, чтобы решать геополитические задачи. Наша цель — в ходе обучения студентов перенять самые современные технологии и научные подходы в тех областях знаний, где мы еще отстаем",— поясняет заместитель министра образования Александр Климов.
Опрошенные "Властью" иностранные вузы пока не собираются отказываться от российских студентов из-за санкций против страны. Для вуза важно, чтобы студент сдал экзамены, был платежеспособен и, конечно, получил американскую визу, отметил представитель Бостонского университета Колин Рили. Калифорнийскому университету в Беркли сообщила о готовящейся программе российского правительства общественная ассоциация "Американские советы по международному образованию" — самая крупная организация, продвигающая программы обмена и американское образование за рубежом. По словам представителя университета Айвора Эммануэля, в университете "нет каких-то специфических требований к студентам, которые учатся за счет своих государств". "Насколько мне известно, санкции не касаются образовательных программ нашего университета",— добавил он. Аналогичный комментарий дали в Оксфордском университете. А представитель Лондонской школы экономики и политических наук добавил: "Мы рады, что к нам продолжают поступать российские студенты! В нашей школе учатся 205 россиян, 55 из которых — по программам магистратуры. Представители школы каждый год приезжают в Россию, чтобы встретиться с потенциальными студентами и представить им информацию о вузе".
Источник "Власти" в Госдепе США заявил, что никаких ограничений по программе вводиться не будет. "Поступление студентов из любой страны мира в американский университет — частное дело самих студентов и университета, правительство США это никак не регулирует,— объяснил он.— Визы будут выдаваться на общих основаниях. Если человек удовлетворяет стандартным критериям, визу он получит". Правда, по словам чиновника, политика Вашингтона может измениться в случае резкого обострения украинского кризиса: "Сворачивание сотрудничества по образовательным программам маловероятно, но с учетом нынешней ситуации мы уже ничего не можем исключать". Официально посольство США в Москве на запрос "Власти" не ответило.
По мнению управляющего директора венчурного фонда Talent Equity Ventures Ильи Бреймана, от ухудшения отношений с Западом программа не пострадает. "Учитывая, что образовательные обмены существовали и во времена холодной войны, программу наверняка поддержат,— сказал он.— России нужны профессиональные специалисты, и чем амбициознее задачи, тем они нужнее".
Российские вузы, опрошенные "Властью", в один голос заявляют, что кадры с подготовкой за рубежом им нужны
В соответствии с последней редакцией текста программы, который на момент сдачи номера в печать прошел согласование в администрации президента и вскоре будет внесен в правительство, ее бюджет на три года чуть меньше 4,5 млрд руб. Поступать в университеты россияне должны сами. Россияне, которые уже учатся за рубежом, тоже получат возможность стать участниками программы. Претендовать на бюджетные деньги смогут только те, кто представит документы о поступлении на факультеты по принятым в программе направлениям, а не на MBA или, к примеру, филологию. Предполагается, что желающие получить средства от государства будут вставать в открытую очередь на специальном сайте: чья очередь подойдет и кто поступит в университет — тот и станет участником "Глобального образования", никаких специальных конкурсов по отбору, как в Казахстане, не будет. Одному человеку выделят не более 1,41 млн руб. (около $39,5 тыс.) на все расходы: плату за обучение, проживание, страховку, учебники и так далее. За три года государство хочет оплатить учебу 1500 человек. Это минимум, отмечают в Минобрнауки. Если участники будут выбирать более дешевые программы обучения, то, возможно, денег хватит на большее количество студентов.
На обучение в университетах, занимающих верхние строчки глобальных рейтингов, этой суммы не хватит. Например, по данным официального сайта Стэнфордского университета, год обучения в магистратуре Школы инженерных наук стоит от $47 тыс. до $62 тыс. в зависимости от специальности и количества выбранных предметов. Общие же расходы с проживанием Стэнфорд в этом учебном году оценивает от $74,8 тыс. до $98,3 тыс. По данным сайта Массачусетского технологического университета, год обучения обойдется примерно в $68 тыс. с питанием и проживанием. В одном из лучших азиатских вузов, Национальном университете Сингапура, обучение будет стоить $29 тыс. в год (или $18 тыс. в год, если студент обязуется потом три года работать в Сингапуре). В немецких же университетах (в рейтингах они ниже ведущих американских и многих азиатских вузов) обучение в магистратуре бесплатно — оплачивать надо только взнос в студсоюз и студенческий проездной. В Мюнхенском технологическом университете это €111 в семестр. Но за жилье и питание студент платит сам.
Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин отмечает, что деньги играют для потенциального участника программы важную роль. "Для целого ряда талантливых молодых людей это может быть серьезным ограничением, из-за которого они без программы выбрали бы менее сильный вуз",— говорит он. При этом Фрумин отмечает, что программы PhD в большинстве университетов и сами вузы "охотятся за талантливыми кандидатами на степень". "В этих случаях им придется предлагать не просто оплату обучения, но стипендию, хорошее трудоустройство и так далее. Делать привлекательным пакет",— поясняет он. Илья Брейман из Talent Equity Ventures отмечает, что хотя в США практически все магистратуры платные, существуют различные программы грантов и стипендии, финансируемые иностранными государствами и некоммерческими организациями, в том числе самими университетами, которые позволяют талантливым студентам учиться бесплатно или платить существенно меньше.
Согласование программы "Глобальное образование" затянулось, поэтому в 2014 году Министерство образования в основном будет предлагать оплатить учебу уже уехавшим за границу россиянам. На страну по возвращении они должны будут отработать три года. Список организаций-работодателей утвердит наблюдательный совет программы. По словам замминистра Климова, его может возглавить министр образования Дмитрий Ливанов. Планируется, что "в совет войдут бизнесмены, эксперты, представители научных и образовательных организаций, министерств, заинтересованных в привлечении на работу выпускников программы". Обсуждавшаяся в 2012 году версия программы, которая была опубликована на сайте Минобрнауки, предполагает, что чиновников в совете должно быть не более 20%. Планируется, что трудоустройство участников будет происходить в основном в регионах. Как говорят в министерстве и в АСИ, особый интерес к программе проявляет Министерство по развитию Дальнего Востока. В Москве и Санкт-Петербурге будут работать не более 10% стипендиатов "Глобального образования". Сотрудники АСИ говорят, что агентство готовится информировать о программе "регионы приоритетного развития" — Дальний Восток, Сибирь и "теперь, видимо, Крым". Хотя руководитель департамента проектов и практик направления "Молодые профессионалы" АСИ Владимир Солодов оговаривается, что кроме двух столиц у организаций всех регионов будут одинаковые возможности попасть в список работодателей.
По линии образования это вузы, школы и учреждения Федерального агентства научных организаций (ФАНО), куда входят в основном институты РАН. Помогать формировать список будут, в частности, Минздрав и Минпромторг. Представитель Министерства здравоохранения Олег Салагай сказал, что список зарубежных вузов, в которых могли бы учиться участники программы, уже согласован, а сейчас министерства определяют "наилучшие варианты трудоустройства и направлений максимально эффективного приложения интеллектуального потенциала выпускников указанных программ". Впрочем, на вопрос, что это за места, он так и не ответил. По словам замминистра Климова, для выпускников зарубежных ординатур это могут быть научно-исследовательские институты медицинского профиля и центры высокотехнологичной медицины: "По линии Минпромторга это наши крупнейшие корпорации — Объединенная авиастроительная корпорация, "Роснано", "Роскосмос", "Росатом", Объединенная судостроительная корпорация, Объединенная двигателестроительная корпорация и другие передовые компании". В то же время в Минпромторге уточнили: "При отборе зарубежных вузов мы рекомендовали отдавать предпочтение краткосрочным образовательным программам подготовки кадров для решения задач в рамках госпрограмм в сфере авиационной, электронной и радиоэлектронной, медицинской и фармацевтической промышленности, судостроения, оборонно-промышленного комплекса". Приоритетные направления: композиционные материалы, нанотехнологии, инжиниринг и промышленный дизайн, редкие и редкоземельные металлы, промышленные биотехнологии, фотоника. Для министерства важно, чтобы высококвалифицированные молодые инженеры шли работать в акционерные общества с государственным участием, государственные корпорации, федеральные государственные унитарные предприятия, организации--резиденты технопарков.
В одной из первых версий "Глобального образования" предполагалось обучать за границей будущих чиновников, как отчасти делается в Казахстане и Китае, но в итоге от этой идеи отказались. "Для России важно, чтобы учившиеся за границей высококвалифицированные уникальные специалисты были заняты в сфере реального производства и оказания услуг",— пояснил Климов. Впрочем, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин считает по-другому: "Когда люди начнут возвращаться, то к вопросу о назначении их на должности чиновников мы вернемся". По его мнению, участники программы могли бы работать, например, в аналитических подразделениях министерств или в Министерстве информационных технологий.
По мнению Климова, примерно равное количество участников программы должны пойти работать в медицину, образование, на высокотехнологичные предприятия. В АСИ ожидают, что около 50% вернувшихся россиян устроятся в вузы, в основном региональные, и будут передавать свои знания студентам и сотрудникам лабораторий. Среди работодателей будут не только государственные учреждения и госкорпорации, уверяют чиновники, но и российские частные компании. Например, частный инжиниринговый центр или компании, "занимающиеся инновационным развитием". Но рекомендовать компанию наблюдательному совету будут профильные министерства.
И в АСИ, и в Минобрнауки утверждают, что выпускники зарубежных вузов не должны занимать в России рядовые должности. Компании, которые будут предлагать аспирантам Гарварда и Йеля позиции менеджеров низшего звена или токарей, в список работодателей не попадут. Должности участников программы — ведущий инженер или технолог, руководитель научного проекта или лаборатории. "Вообще мы никого не принуждаем. Не нравятся вакансии — учитесь за свои деньги. Мы будем пытаться сразу ориентировать участников на реальный уровень зарплат, который их ожидает на российских предприятиях. Многие организации и предприятия уже сегодня предлагают уникальным специалистам глобально конкурентоспособные зарплаты и социальные пакеты. Иностранные граждане едут работать на российские предприятия. Выпускники программы будут видеть все вакансии на специализированном сайте. Мы не сулим участникам золотые горы, но мы считаем, что в динамично развивающихся регионах России есть возможность достойного и интересного трудоустройства для такого рода специалистов",— говорит Александр Климов.
Российские вузы, опрошенные "Властью", в один голос заявляют, что кадры с подготовкой за рубежом им нужны. Вятский государственный университет заинтересован в выпускниках иностранных вузов по специальностям: биотехнологии, микробиология, химические технологии, энергетика и энергосбережение, информационные технологии и компьютерная техника, нанотехнологии и наноматериалы. По этим направлениям вузу нужны доценты, профессора, научные сотрудники, а по отдельным направлениям — заведующие кафедрами, говорит проректор университета по учебно-методической работе Сергей Фомин. Ориентировочно ставка кандидата наук с мая — 30 тыс. руб., доктора наук — 40 тыс. руб. За публикации в высокорейтинговом журнале или подготовку учебных материалов на английском языке сотруднику платят дополнительно. За написание диссертаций и защиту ученых степеней вузом предполагается премия 150-300 тыс. руб.
В Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) сейчас работает более 100 преподавателей с зарубежными дипломами. "Самая популярная и самая "дорогостоящая" программа по привлечению ведущих ученых — приглашение международно признанных профессоров для создания в вузе лаборатории мирового уровня, на что выделяется до 2 млн руб. на зарплату каждого победителя конкурса грантов ежегодно, плюс 4 млн руб. на первые два года на развитие лаборатории,— говорит ректор Сергей Иванец.— Это достаточно дорогая инициатива. Привлечь с ее помощью полный штат профессоров и преподавателей, а это около 3000 человек, сложно. Помимо приглашения сторонних специалистов у нас есть и программы повышения квалификации собственных сотрудников, предусматривающие их стажировки в ведущих университетах и научных центрах. В 2013 году свою квалификацию так повысили более 400 человек". Иванец признает, что "молодые специалисты не смогут сразу рассчитывать на занятие позиции руководителя лаборатории, просто в силу отсутствия у них необходимого опыта". Но хорошая зарплата, по его словам, им будет обеспечена. Сейчас средняя зарплата профессорско-преподавательского состава вуза — 50 тыс. руб. Но у любого конкретного специалиста она может быть гораздо выше, отмечает ректор, "в зависимости от его исследовательской и образовательной активности, количества и качества научных публикаций, ученой степени, педагогического опыта и так далее". Интерес для ДВФУ представляют выпускники вузов ведущих университетов Кореи, Японии, США, Китая и Сингапура. "С этими вузами у нас во многом совпадают приоритетные направления развития, такие, в частности, как освоение ресурсов Мирового океана, индустрия наносистем и наноматериалов, биомедицина, экономическое, технологическое и культурное взаимодействие со странами Азиатско-Тихоокеанского региона",— говорит Иванец. Президент поставил перед вузом задачу войти в топ-200 лучших университетов мира, поэтому ДВФУ нужны специалисты, "которые смогут привнести в ДВФУ научные исследования, результаты которых принимались бы к публикации такими изданиями, как Nature или Science".
Не надо размазывать этих специалистов тонким слоем и назначать на малозначимые должности
Новосибирский государственный университет (НГУ) приглашает на работу людей со степенью PhD, "полученной в университете, находящемся за пределами России и СНГ", по направлениям физика, биология, химия. С ними университет планирует заключать контракты на год с перспективой продления до трех лет. По словам проректора по внешним связям НГУ Алексея Окунева, зарплата таких специалистов составит не менее 60 тыс. руб. после вычета налогов, кроме того, им предоставят комнату в общежитии. У университета уже есть даже кандидаты для участия в "Глобальном образовании" — выпускники бакалавриата, которых НГУ готов взять после учебы за рубежом к себе на работу. Как говорят в министерстве, гарантийное письмо по трудоустройству позволит потенциальному участнику программы продвинуться в очереди.
Российская программа обучения за рубежом пока одна из самых малочисленных. Но чиновники уверены, что 1500 человек дадут хороший результат. "Они устроятся в научную организацию, конструкторское бюро — и дальше передадут свои уникальные знания тем специалистам, которые будут с ними работать",— считает замминистра Климов. Сравнивать российскую программу с аналогичным опытом других стран, по его мнению, нецелесообразно: слишком разные условия. В Китае, например, столько выпускников школ, что "наблюдается острейший дефицит мест в вузах". В программе Бразилии участвует около 100 тыс. человек, но, как замечает Климов, в самой стране не так много "глобально конкурентоспособных университетов". При этом и в АСИ, и в Минобрнауки уверены в том, что среди молодежи "идет определенная переориентация" на ведущие вузы Юго-Восточной Азии. "С моей точки зрения, поток выпускников школ разных стран в США и некоторые европейские государства зачастую связан не столько с качеством образования, сколько с желанием людей остаться там. Образование — как своеобразный миграционный канал. Здесь же мы говорим о том, что гражданин заканчивает вуз и возвращается в Россию. Сейчас ведущие вузы Юго-Восточной Азии по ряду высокотехнологичных направлений промышленности и науки составляют конкуренцию американским и европейским вузам",— утверждает Климов.
Главное в программе, считает научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, "адекватно использовать этих людей". Чтобы "не получилось как в "Золотом теленке" Ильфа и Петрова с приглашенным иностранным специалистом", который сидел за столом и ничего не делал. "Если мы посмотрим на Казахстан, то вернувшимся людям давали высокие позиции в ведущих университетах и госструктурах. Там, конечно, жаловались, что малоподготовленные люди попадают на должности, а заслуженные не продвигаются. Но в тех случаях, когда человек приходится к месту, это дает эффект,— говорит Фрумин.— Не надо размазывать этих специалистов тонким слоем и назначать на малозначимые должности".