Банкротство послужило невозврату долга
Прокуратура просит осудить главу «Энергомаша» на три года
В Орджоникидзевском райсуде Екатеринбурга завершились прения сторон по уголовному делу собственника и главы группы компаний «Энергомаш» Александра Степанова, обвиняемого в преднамеренном банкротстве главного актива группы — ОАО «Уралэлектротяжмаш – Уралгидромаш». По версии следствия, причиной банкротства стало нежелание топ-менеджера возвращать Сбербанку долг предприятия в размере 1,8 млрд рублей. Гособвинение полностью поддержало версию следствия и запросило для бизнесмена три года лишения свободы, а его защита требует полного оправдания, считая, что обвинения противоречит здравому смыслу.
О завершении прений сторон по уголовному делу собственника и главы группы компаний «Энергомаш» Александра Степанова вчера сообщила официальный представитель Орджоникидзевского райсуда Екатеринбурга Ольга Андреянова. «Сейчас председательствующий судья удалился в совещательную комнату для вынесения приговора. Предварительное оглашение состоится 9 июня», — пояснили в суде.
В ходе прений сторон представители гособвинения полностью поддержали выводы следствия. Как следует из материалов уголовного дела, в 2007-2008 годах Александр Степанов являлся собственником группы «Энергомаш» и председателем правления главного актива холдинга — ОАО «Уралэлектротяжмаш – Уралгидромаш». По мнению следователей, он от имени завода взял ряд кредитов на общую сумму 1,5 млрд рублей в Сбербанке, однако своевременно вернуть кредит и проценты по нему (конечная сумма достигла 1,8 млрд рублей) не смог. По версии следствия, в начале 2009 года руководитель холдинга создал два новых юридических лица по адресам производственных площадок завода — ЗАО «Энергомаш (Екатеринбург) – Уралэлектротяжмаш» и ЗАО «Энергомаш (Сысерть) – Уралгидромаш», на которые перевел весь рабочий персонал и производственные активы ОАО «Уралэлектротяжмаш – Уралгидромаш». В итоге «Уралэлектротяжмаш – Уралгидромаш» перестал заниматься производством и отвечать по своим финансовым обязательствам. В 2010 году на предприятии была введена процедура банкротства, а производственная деятельность продолжалась другими юридическими лицами. Не сумев получить долги, Сбербанк инициировал уголовное преследование топ-менеджера холдинга. Господину Степанову были предъявлены обвинения по ст.196 УК РФ («Преднамеренное банкротство»). По мнению представителей прокуратуры, вина бизнесмена была полностью доказана, поэтому он должен быть осужден на три года лишения свободы в колонии общего режима.
Защита господина Степанова категорически не согласилась с выводами обвинения. «Обвинения просто противоречат здравому смыслу», — считает адвокат подсудимого Евгений Мартынов. По его словам, в ходе рассмотрения дела сторона защиты выявила большое количество нарушений и нестыковок в уголовном деле. В частности, следствие, по мнению защиты, представляет противоречивые доказательства: указывает на то, что бизнесмен упорно платил проценты по кредитам, хотя хотел этого избежать. «Более того, абсурдными являются и материалы следствия, где следователь прямо говорит о том, что критически относится к показаниям 22 свидетелей обвинения (всего в деле 30 свидетелей. — „Ъ”), которые не подтверждают версию следствия. На прениях сторон гособвинение попросило суд вообще основываться больше на письменных материалах дела, нежели на свидетельских показаниях», — отмечает господин Мартынов.
В ноябре 2012 года Пресненский райсуд Москвы уже приговорил господина Степанова к четырем с половиной годам лишения свободы. Он обвинялся в мошенничестве с другим кредитом Сбербанка (на строительство газотурбинных станций малой мощности), в результате которого был причинен ущерб на 12 млрд рублей.