Закопай монетку под рельсы
Китайские ученые предложили новую большую стройку. От северо-восточных регионов Поднебесной проложить рельсы до Чукотки. Потом ее соединить небольшим тоннелем, километров в 200, с Аляской. Потом останется еще чуть-чуть для выхода на железнодорожную сеть Канады и США.
На такую идею-фантом как новость, возможно, никто бы и внимания не обратил. Если бы не длительные майские праздничные каникулы. Более взвешенных экономических новостей в это время не густо. А так материал перевели и растиражировали.
За пять лет, прошедших с 2008 года, считающихся кризисными для мировой экономики, только Китай не экономил на инвестициях в транспортную инфраструктуру. Только три государства оказались готовы к сопоставимым затратам (более $1 млрд с 2008 года) из госбюджетов на железнодорожные стройки. Саудовская Аравия (деньги уже дала), Индия (еще не дала) и Россия.
Тут все сложнее. На транспортные объекты к Олимпиаде бюджет деньги давал, на ВСМ — пока нет, на БАМ и Транссиб правительство уже пообещало. Считают эффект от таких госрасходов у нас не так, как в Китае. Хотя ОАО "Российские железные дороги" с 2005 года просит применить к оценкам инвестиционной привлекательности магистралей балансовый метод. Просит учесть и бонусы и регионов, и занятость, и технологии, локализованные в РФ.