Из Крыма извлекут уроки
В школах введут занятия по новейшей истории
Минобрнауки опубликовало рекомендации по проведению во всех школах страны уроков "Крым и Севастополь: их историческое значение для России". В документе утверждается, что присоединение региона "обоснованно с точки зрения мирового права, моральных и этических норм", поскольку власть на Украине "захватили поддерживаемые странами НАТО праворадикальные и русофобские элементы". Педагогическое сообщество восприняло рекомендации неоднозначно: одни готовы обсуждать события с учениками, другие считают, что политике в школе не место.
Примерные планы уроков и справочные материалы к ним опубликованы на официальном сайте ведомства. Школа должна сама решить, когда пройдет такое занятие и кто будет его вести — учитель истории, литературы или географии. Его задача — "подчеркнуть обоснованность воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм", а также "показать миротворческий и гуманистический характер действий России".
В начальной школе детям расскажут о природе Крыма и предложат нарисовать картинку или поучаствовать в конкурсе чтецов. С 5-го класса преподаватели сосредоточатся на истории региона, начиная с VI века. Школьники узнают, что Крым является "духовной скрепой", откуда православие распространилось по русской земле. Передачу региона Украинской ССР Никитой Хрущевым авторы пособия называют "капризом", нарушающим Конституцию РСФСР. По версии Минобрнауки, в 1990-х годах Борис Ельцин отказался от поддержки Крыма "из-за давления западных стран". Но теперь власть на Украине "захватили поддерживаемые странами НАТО праворадикальные и русофобские элементы", из-за чего и было принято решение о присоединении. Подчеркивается, что на всех уроках учитель обязан процитировать обращение президента Путина к Федеральному собранию 18 марта 2014 года.
"Государство, как в советское время, откровенно проводит свою идеологию в школу,— считает учитель истории в гимназии N1543, автор учебников Леонид Кацва.— Но многое зависит и от преподавателя, Кто-то будет с удовольствием вести подобные уроки, а кто-то просто откажется". Директор школы N261 Павел Карпов считает, что ситуацию с Крымом целесообразнее обсудить на уроках обществознания: "Наши учителя недавно выяснили, что школьники вообще не в курсе происходящих событий, поэтому я считаю такие рекомендации вполне справедливыми для поддержания общекультурного уровня. Но важно, чтобы на этих уроках происходила живая дискуссия".
"Эти вопросы возникают у детей сами собой, их надо обсуждать открыто и честно. Учитель должен отвечать детям именно так, как думает сам,— сказала "Ъ" директор лицея при Высшей школе экономики Наталья Любомирская.— Да, подавляющее большинство населения и нашего коллектива считают присоединение Крыма правильным шагом. Но превращать уроки в политинформацию не стоит. Ученики должны знать все доводы за и против — мы же хотим, чтобы они стали сознательными гражданами, а не марионетками".
"Аргументы, которые приводят чиновники, крайне недостаточны с научной точки зрения. Например, передача Крыма Украине объяснялась не простым капризом, а проблемами мелиорационной системы региона,— говорит профессор Волгоградского университета, один из учредителей Вольного исторического общества Иван Курилла.— Видимо, Минобрнауки считает, что школа обязана выступать в роли пропагандиста. Вмешивать в эту историю детей и навязывать через школы определенную оценку происшедшего — неправильный шаг. Чиновники даже не подумали, как будут чувствовать себя дети, родители которых не согласны с официальной точкой зрения".