«Татарстан» пошел на посадку
Авиакомпания заявила о своем банкротстве
Авиакомпания «Татарстан», самолет которой разбился в аэропорту Казани в ноябре прошлого года, направила в арбитраж заявление о признании ее банкротом. Компания не выдержала натиска кредиторов, которые завалили суды исками о возврате долгов и настояли на аресте ее банковских счетов. Между тем эксперты считают, что процедура банкротства с большой вероятностью будет применена с целью оздоровления ОАО. «Авиакомпанией это ОАО уже не будет, однако … компания могла бы сосредоточиться на техническом обслуживании самолетов», — полагают они.
Арбитражный суд Татарстана в понедельник зарегистрировал заявление ОАО «Авиакомпания «Татарстан» о признании компании банкротом. Как пояснили „Ъ“ в суде, заявление было подано еще 30 апреля и дожидалось регистрации по окончании первомайских праздников. В течение пяти рабочих дней по нему должно быть принято определение о принятии в производство и назначена дата первого заседания, сказали в арбитраже. Там затруднились сообщить что-то по существу иска. В авиакомпании также не удалось получить информацию — вчера при попытке позвонить на телефоны, указанные по месту ее регистрации, раздавалось: «Номер, который вы набираете, не существует».
Напомним, АК «Татарстан» (100% минус две акции ОАО владеет контролируемое правительством Татарстана ЗАО «Тат-аэро») не ведет основной деятельности с начала года: 31 декабря 2013 года Росавиация аннулировала у перевозчика свидетельство эксплуатанта. Ведомство выявило серьезные нарушения сертификационных требований, связанных с подготовкой персонала авиакомпании и соблюдением режима труда и отдыха членов экипажей. Проверка проводилась в связи с крушением 17 ноября прошлого года в казанском аэропорту принадлежавшего компании Boeing 737-500, в котором погибли 50 человек.
После авиакатастрофы кредиторы компании стали предъявлять требования к перевозчику. С конца марта и в апреле текущего года арбитраж регистрировал новые иски к АК «Татарстан» едва ли не каждый день. В числе истцов аэропорты Казани, Бугульмы, Уфы, Чебоксар, Кирова («Победилово»), Екатеринбурга («Кольцово»), авиапредприятия Магнитогорска и Белгорода, казанское ООО «Тулпар Техник», которое обслуживало авиапарк перевозчика. Как писал „Ъ“ 23 апреля, арбитражный суд Татарстана наложил арест на банковские счета АК «Татарстан» в целях обеспечения заявления ОАО «Аэропорт Бегишево», которое пытается взыскать с АК 15,61 млн руб. долга.
Всего, как писал „Ъ“ 5 апреля, долги «Татарстана» к началу 2014 года достигли 3,7 млрд руб. (годом ранее — 2,6 млрд руб.), в том числе кредиторская задолженность — 1,65 млрд руб. Половину ее составляли долги перед поставщиками — 646,44 млн руб., обязательства перед персоналом — 113,35 млн руб., задолженность перед прочими кредиторами — 587,73 млн руб., перед бюджетами и внебюджетными фондами — 111,39 млн руб. Кроме того, АК «Татарстан» имеет долги перед банками — по кредитам и займам. К началу года ее краткосрочные обязательства перед ними достигали 1,99 млрд руб., долгосрочные — 73,08 млн руб.
Многие кредиторы, в том числе «Тулпар Техник», выигрывают процессы — в апреле суд решил взыскать с авиакомпании в оплату долгов перед ООО по договорам 2013 года более 1 млн руб. Однако совладелец этого предприятия Азат Хаким высказывал „Ъ“ сомнения в платежеспособности ответчика, утверждая, что у АК «Татарстан» «нечего брать»: «Нет там никакой ни деятельности, ни имущества, ничего» (см. „Ъ“ от 23 апреля). Он прогнозировал, что в ближайшее время «Татарстан» ждет «или ликвидация, или банкротство» и полагал, что и в этом случае «перспективы взыскания долгов не радужные».
Похоже, к этому же склоняется и Международный аэропорт «Казань» (МАК), который выиграл суд по долгам авиакомпании почти на 420 млн руб. и пытается взыскать с нее еще 128 млн руб. Как следует из официальных документов МАК, аэропорт посчитал эту задолженность сомнительной — такой, которая «с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями». Из этих же документов известно о существовании согласованного с президентом Татарстана решения МАК «с целью недопущения ухудшения финансовых показателей» переуступить права требования долга АК «Татарстан» перед аэропортом на общую сумму 548,8 тыс. руб. в пользу акционера МАК — ЗАО «Тат-авиа». Таким образом, правительственное «Тат-авиа», скорее всего, будет одним из первых в реестре кредиторов АК «Татарстан».
Согласно отчету за 2013 год, основные средства АК «Татарстан» к началу 2014 года уменьшились более чем вдвое — с 223,78 млн до 90,92 млн руб. (данные за истекший период 2014 года пока не опубликованы). В частности, у компании не стало земельных участков, резко уменьшилась стоимость зданий. Согласно бухгалтерской отчетности, к началу года АК имела на своих счетах около 3,8 млн руб., в том числе 770 тыс. руб. в долларах, 53 тыс. руб. в евро и около 100 тыс. руб.— в узбекских сумах.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что банкротство АК «Татарстан» вовсе не означает ликвидации предприятия. Они полагают, что процедура может быть проведена в целях финансового оздоровления. Так, глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев припомнил высказывание премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова о реорганизации компании, сделанное им в день подачи в суд заявления о банкротстве «Татарстана». Он говорил, что правительство не рассматривает возможность сохранения этой авиакомпании и намерено сосредоточиться на развитии «Ак барс аэро»: «Мы бы не смогли сохранить обе авиакомпании». Вместе с тем премьер добавил, что «идет процесс реорганизации» АК «Татарстан». Господин Пантелеев полагает, что под реорганизацией следует понимать «именно оздоровление общества»: «Авиакомпанией это ОАО уже не будет, однако сможет выполнять ряд функций, которые позволят в будущем рассчитаться с кредиторами». «Ранее заявлялось о том, что компания могла бы сосредоточиться на техническом обслуживании самолетов», — напомнил эксперт.