"Доля западных компаний на пивном рынке снизится до 70%"
В 2014 году пивной рынок России может упасть на 5%, считают зарубежные игроки. Экспертов такая динамика не удивляет: из-за госрегулирования и возрастающей налоговой нагрузки рынок отбирают мелкие пивоварни, а продажи крупных компаний продолжают снижаться.
Carlsberg обещает падение пивного рынка в России. Компания отчиталась за первый квартал этого года и ухудшила общий прогноз по динамике рынка. По мнению одного из крупнейших мировых концернов, в 2014 году российский рынок пива упадет в среднем на 5%. В компании объяснили это "неопределенной макроэкономической ситуацией в Восточной Европе". Ранее о спаде на рынке отчиталась и Heineken. Компания сократила производство в России на 15% и пожаловалась на жесткое госрегулирование и рост налоговых сборов. Именно эти факторы год за годом провоцируют падение рынка пива, отметил директор по корпоративным отношениям компании Sun InBev Андрей Ерин.
"Начиная с 2008 года, наблюдается падение рынка пива, связанное с зарегулированностью, с увеличением количества законодательных актов и с все возрастающей фискальной нагрузкой. Достаточно вспомнить, что акциз на пиво, начиная с 2009 года по 2013 год, увеличился на 500%. Начиная с 2011 года, пиво стало алкогольной продукцией, и в этой связи все те регулирующие акты, которые до этого времени регулировали только крепкий алкоголь, теперь обратились и к пивоваренному рынку. С нашей точки зрения вещи были в свое время не проработаны, и, в общем-то, до сегодняшнего дня мы пожинаем плоды этой активности", — сказал Ерин.
По данным Росстата, в первом квартале этого года объем производства пива снизился более чем на 4%. При этом на фоне падения потребления других алкогольных напитков, доля потребления пива за первые два месяца года выросла почти на 2%. На самом деле падают продажи в основном крупных компаний, рынок постепенно отбирают мелкие и средние пивоварни, отметил директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз.
"Любой безудержный рост заканчивается обязательно каким-нибудь снижением. С 2007 года на рынок стала выходить молодежь, рожденная с 1990 года. С 1990 по 1998 годы в России рождалось молодежи примерно в три раза меньше каждый год, поэтому и число потребителей резко сократилось. В 2007 году западные компании занимали 92% объема рынка. По итогам прошлого года западные компании занимали уже 80%, а малые и средние российские — 20%. И эта тенденция продлится еще года три-четыре. Доля западных компаний упадет примерно до 70%. Это не только российская, это общемировая тенденция. В Европе сейчас происходит то же самое", — отметил Дробиз.
Одно из нововведений, которого больше всего боятся пивовары, — это лицензирование всего цикла производства и дистрибуции. Однако, как сообщили "Коммерсантъ FM" в Госдуме, этот законопроект еще обсуждается. Депутаты планируют ужесточить правила лицензирования для крепких спиртных напитков, а пиву предоставить льготные условия. В любом случае крупным компаниям эта мера точно не навредит, уверен зампред думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский.
"Система лицензирования предполагает наличие соответствующего оборудования и соответствующих складов. То, что сегодня для больших компаний не добавляет никакого страха и проблемы, потому что у них это все нормально. Проблемы будут у мелких и средних компаний. А то, что появляется конкуренция в виде мелких и средних компаний, уничтожается монополия некачественного продукта, в основном, западных компаний, потому что ни для кого не секрет, что тот же Heineken и Carlsberg делают пиво совершенно отличное от того, что они делают сейчас для нас как для страны третьего мира. Поэтому конкурентоспособность этих компаний позволит им выпускать более качественный продукт", — подчеркнул Звагельский.
С начала этого года пивовары уже попытались самостоятельно разрешить одну из проблем отрасли. В частности, компании прекратили производство пива в пластиковой упаковке объемом более 2,5 литров. А напиток крепостью более 6% ограничили двухлитровой тарой.