Из «Нидан» выжали все соки
Coca-Cola закрывает компанию и передает бренд «Моя Семья» другой «дочке»
Coca-Cola закроет 1 июня производителя соков ООО «Нидан соки» и передаст принадлежавшие ему права на бренд «Моя Семья» другой своей российской компании — «Мултон». В результате прекратит существование и новосибирский завод «Нидан соки» мощностью 180 млн л продукции в год. В российском подразделении Coca-Cola этот шаг объяснили необходимостью оптимизации производства и дистрибуции в связи со значительными изменениями на рынке соков.
Вчера „Ъ“ стало известно, что компания Coca-Cola приняла решение закрыть свою дочернюю компанию ООО «Нидан соки» (Московская область). Как сообщили в российском представительстве Coca-Cola, 4 апреля было подписано лицензионное соглашение, по которому «Нидан соки» передает права на производство и продажу продукции с товарным знаком «Моя Семья» другой дочерней компании — «Мултон». Это означает завершение производственной деятельности «Нидан соки» и увольнение ее сотрудников.
«Данный шаг связан с тем, что российский рынок соков за последние годы претерпел значительные изменения. Для достижения наилучших результатов необходимо следовать современным правилам рынка и принимать решения о консолидации и интеграции бизнеса. Результатом внимательного изучения ситуации на рынке стало решение системы Coca-Cola в России оптимизировать портфель соковых брендов, инфраструктуру и систему дистрибуции», — пояснили „Ъ“ в Coca-Cola. В холдинге выразили сожаление о том, что «необходимые шаги по укреплению позиций системы Coca-Cola на российском рынке соков коснулись высококвалифицированных сотрудников компании», и пообещали провести все необходимые процедуры по увольнению в полном соответствии с российским трудовым законодательством.
Компания «Нидан» (бренды «Моя Семья», «Да!», Caprice) вошла в состав Coca-Cola в 2010 году. Тогда «Нидан» контролировала около 18% российского рынка, управляя заводами «Нидан-Гросс» в Котельниках Московской области (580 млн л в год) и «Нидан-Экофрукт» в Новосибирске (180 млн л). Позднее эти заводы были реорганизованы в филиалы ООО «Нидан соки». Компанию «Мултон» (бренды «Добрый», Rich), второго по величине российского производителя соков, Coca-Cola Company совместно со своим греческим боттлером Coca-Cola Hellenic купила в 2005 году. В настоящее время «Мултон» управляет заводами в Щелково (Московская область) и Санкт-Петербурге суммарной мощностью свыше 790 млн л в год. По данным Coca-Cola, покупки «Мултон», «Нидан», а также производителя инновационных напитков «Аква вижион» в 2007 году обошлись холдингу в $1 млрд.
Врио вице-губернатора Новосибирской области Сергей Семка сообщил вчера „Ъ“, что «Нидан соки» уже известила областное министерство труда, занятости и трудовых ресурсов о предстоящих сокращениях на новосибирском заводе. На нем, по данным Coca-Cola, числится около 400 сотрудников. «Во все местные торговые сети поступили письма о закрытии „Нидан“», — сообщили вчера „Ъ“ в компании «Холидей». Эту информацию подтвердила и руководитель по внешним коммуникациям российского представительства французской торговой сети Auchan Мария Курносова. «Нас проинформировали об этом, но предложения перезаключить договор поставок с какой-то иной компанией Coca-Cola пока не поступило», — заметила она.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин предположил, что решение об оптимизации производственных мощностей принято Coca-Cola в рамках глобальной программы по сокращению издержек и повышению рентабельности. «Маржинальность бизнеса корпорации в последнее время снижалась, в том числе на фоне роста конкуренции на ключевых рынках и в основных сегментах и спада в мировой экономике, что стало причиной для сокращения производства в ряде европейских стран. Вполне логично, что тенденция затронула и российский рынок», — считает аналитик. Он оценил емкость рынка соков Сибирского федерального округа в 350-400 млн л. «Видимо, часть производственных мощностей, несмотря на существующий потенциал роста, избыточна», — предположил господин Клягин.
В Coca-Cola сообщили, что «Нидан соки» прекратит производство продукции с 1 июня, не исключив в дальнейшем продажу активов дочерней компании, в том числе и новосибирского предприятия.