«Роствертол» закрутит кластер
Под Батайском будет создан вертолетостроительный центр
Создание вертолетного кластера под Батайском начнется с возведения летно-испытательной станция «Роствертола», открытие которой планируется в 2019 году. В дальнейшем предполагается строительство вертолетного производства, центра сервисного обслуживания и филиала вертолетной академии. Эксперты пока затрудняются оценить необходимые для создания кластера затраты, однако уверены в том, что его деятельность будет востребована, так как на рынке наблюдается высокий спрос на вертолеты.
Информация о планах по созданию вертолетного кластера в Батайске впервые прозвучала в ходе визита в Ростовскую область вице-премьера Дмитрия Рогозина, затем получила продолжение на рабочих встречах отраслевых министров Дениса Мантурова, Максима Соколова и губернатора Ростовской области Василия Голубева. На брифинге по окончании встреч губернатор сообщил, что, согласно предварительным расчетам, кластер включит в себя пять новых заводов и три вспомогательных для обеспечения производства, работать на которых будут не менее 20 тыс. человек. По официальным данным, в ближайшее время меморандум о создании кластера будет подписан правительством Ростовской области, Министерством промышленности и торговли РФ, госкорпорацией «Ростехнологии» и ОАО «Роствертол».
«Вертолетный кластер — инфраструктурный проект, который финансируется в рамках федеральной целевой программы со значительной долей инвестиций ОАО „Роствертол“»,— пояснили в пресс-службе холдинга «Вертолеты России», отказавшись назвать общий объем вложений. В ОАО «Роствертол» также не назвали сумму своих вложений в кластер.
По данным пресс-службы, проект будет реализован в два этапа. Первый — строительство летно-испытательной станции на территории бывшего военного аэродрома в Батайске. Техническое задание уже получено, проектирование и начало строительно-монтажных работ намечены на 2015 год, ввод в строй запланирован на 2019 год. Как пояснили в холдинге, основная задача летной станции — обеспечить безопасные условия испытаний вертолетов и вывести экспериментальные полеты за пределы Ростова-на-Дону. Предполагается, что площадка будет обслуживать не только основное производство «Роствертола», но и использоваться для испытаний техники, ремонтируемой по заказу МО и других клиентов.
После ввода в строй летно-испытательной станции начнется создание собственно кластера, который займет участок площадью 800 га. Здесь обоснуются «Центр сервисного обслуживания и ремонта вертолетной техники Министерства обороны в Южном военном округе», «Производство перспективного среднего скоростного вертолета», «Производство изделий из композиционных материалов» и «Филиал вертолетной академии холдинга „Вертолеты России“».
Научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов положительно оценивает идею создания вертолетного кластера. «Вертолетостроение — одна из немногих в России высокотехнологичных отраслей, продукция которой успешно продается»,— говорит он. «Производство будет востребовано, так как мировой спрос на вертолеты высокий»,— соглашается руководитель аналитического агентства Infomost Борис Рыбак. Оценить общие инвестиции в создание кластера эксперты затруднились, сославшись на то, что пока проект недостаточно конкретен. Вместе с тем, по мнению Бориса Рыбака, строительство летно-испытательной станции обойдется недорого. «Она создается на базе бывшего аэродрома, а для ее функционирования необходимы лишь летная площадка и несколько лабораторных корпусов»,— пояснил он.
Федор Борисов отмечает, что до начала проекта необходимо озаботиться подготовкой кадров. «В ДГТУ есть кафедра, выпускающая специалистов для „Роствертола“, однако при значительном расширении производства этого будет недостаточно, поэтому необходимо вкладывать средства в образование заранее»,— говорит эксперт.