Мобилизационный сезон
Светлана Сухова и Никита Аронов — о надеждах крымского турбизнеса
Летний сезон-2014 в Крыму вызывает и надежды, и опасения: шансы на успех и провал в ожиданиях турпотока примерно равны. Исход дела может решить главный ресурс — административный
Отельерам, рестораторам, да и частному сектору полуострова сегодня впору сочувствовать: ожидания на старте сезона у них не самые радужные. По крайней мере, все, с кем довелось побеседовать "Огоньку", не скрывали тревоги: даже завсегдатаи не делают брони, все ждут-выжидают. Кто — дальнейшего снижения цен на авиабилеты, кто — нормализации ситуации на Украине. Поэтому главная надежда крымского турбизнеса — на корпоративных клиентов. И тут российские власти постарались на славу: не только госкорпорации, но и многие крупные фирмы говорят о намерении спонсировать отдых своих сотрудников в Крыму. Вопрос: спасет ли мобилизационный туризм хотя бы этот сезон? И как отдыхать в Крыму "немобилизованным"?
По суше и по морю
Одна из главных преград на пути крымского сезона-2014 — трансфер, причем эту проблему в числе первоочередных называют и украинцы, и россияне. Первые вряд ли согласятся ехать в обход, через Краснодарский край, а сухопутная граница в данный момент закрыта. Если ситуация не изменится, то полуостров рискует лишиться украинских туристов, а это больше половины турпотока (см. интервью главы Минтуризма Крыма).
Россиянам добраться до нового субъекта РФ тоже будет непросто. Большая часть поклонников отдыха в Крыму из России ездила туда поездом или на машине. Даже если границу откроют, дорога по украинской территории сейчас пугает. Что же касается маршрутов через Краснодарский край, то главное узкое место — паром в Керчи.
— У нас были проблемы перед майскими праздниками, когда переправа стала бутылочным горлышком. Пассажиропоток там вырос за последнее время в девять раз,— констатирует Жанна Терехова, руководитель управления по внешним связям "Единой транспортной дирекции", бывшей транспортной дирекции Олимпийских игр, которая теперь занимается Крымом.
Пока дирекции удалось увеличить пропускную способность водного пути не в девять раз, а только вдвое. Все грузовые автомобили теперь идут в Крым через Новороссийск, а три парома в Керчи возят исключительно пассажирские машины. Кроме того, запущено два катамарана из Анапы. Билеты по тысяче рублей, время в пути 3 часа, 300 человек вместимости, но тут уже без своего автомобиля. Автотуристам вообще повезло меньше всех — в первомайских очередях у переправы они простаивали по 18-20 часов.
Транспортная дирекция рекомендует ездить автобусами, которые пропускают без очереди. Продается даже специальный общий билет на поезд, автобус и паром.
— В его стоимость включен субсидированный плацкартный билет, поэтому дорога из Москвы стоит немногим больше 3 тысяч рублей,— рассказывает Жанна Терехова.— На первые майские праздники тройным билетом воспользовались примерно 350 пассажиров. Сейчас выкуплено еще 800 с лишним билетов.
Для Крыма это, конечно, капля в море. Зато авиабилеты благодаря правительственным субсидиям вплотную приближаются к стоимости полки в плацкартном вагоне. "Аэрофлот" уже предлагает лететь из Москвы в Симферополь и обратно за 7,5 тысячи рублей. Прошлым летом при большой удаче такой перелет стоил 10 тысяч, так что выгода налицо. Уже опубликовано постановление правительства с льготными тарифами для других городов. Например, полет из Нижнего Новгорода должен стоить 2 тысячи в один конец, из Архангельска — три, из Томска — пять.
Но самолетами всех проблем не решить, поскольку пропускная способность Симферопольского аэропорта тоже имеет пределы. На сайте правительства его пассажиропоток за этот курортный сезон (с 15 июня по 31 октября) оценивают лишь в 201 тысячу человек. В будущем аэропорт можно модернизировать, а пропускную способность увеличить в разы, о чем недавно говорил глава Минтранса России Максим Соколов. Есть, в конце концов, севастопольский аэропорт Бельбек. Но все это далекая перспектива, не на этот сезон. Так же, как и мост.
— Пока мост через Керченский пролив не построят, туристов будет мало,— уверен собственник частного домовладения в Судаке "У Прохора".— Мост — это не только дорога, но и возможность провести водопровод и электричество.
Что ж, тема ЖКХ для Крыма давно стала притчей во языцех...
Потому что без воды
Крымский турбизнес делает все, чтобы сезон состоялся, но от внезапного блэкаута и отключения воды не застрахован, несмотря ни на какие обещания властей. Вот и старается всяк как может...
Владелец пансионата "Агава" в поселке Заозерный Александр, где помимо привычных удобств есть даже Wi-Fi, парковка и домашний ресторанчик, пробурил артезианскую скважину. Хотя для него, как и для большинства хозяйств Западного берега Крыма, недавние перебои с водой были не ощутимы: "Это на Южном берегу норма — вода по час-два в день, а у нас она постоянно — и горячая, и холодная". Но даже при обустроенности с точки зрения услуг ЖКХ (для Крыма это все еще бонус, а не правило) и наличии шикарного пляжа ("Песок каждый вечер просеивают специальные машины") гостей из числа постоянных клиентов пока нет.
— Раньше в это время процентов 30 номеров уже были забронированы,— сетует Александр.— В прошлом году было больше россиян, в позапрошлом — украинцев. Но первые сейчас боятся ехать через Украину, а самолетом им дорого, вторые или отказались, обозвав нас предателями, или ждут, будет ли возможность проехать напрямую, как привыкли.
Прохору из Судака сложнее: перебои с водой на Южном берегу давно норма. Сейчас ему приходится выкладывать по 150 гривен (около 500 рублей) за кубометр воды. Это немало: цена самого шикарного двухкомнатного номера "люкс" с кухней в пик сезона — 1800 рублей в сутки. Но желающих поселиться пока нет, а ведь прошлым летом заполняемость этого мини-отеля была 80 процентов. Прохор не отчаивается, ждет гостей, но в голосе слышна тревога.
Пустуют сегодня и апартаменты в Алуште в 150 метрах от моря — с бесплатной парковкой и даже с детской площадкой. Тут перебоев с водой не заметили, но вот про отключение электричества помнят.
Чтобы привлечь россиян, которые могут если не полностью, то в значительной степени компенсировать потери от ухода украинцев, владельцы мини-отелей идут им навстречу, например не требуют предоплаты. Тем более что осуществить ее не так просто: банковская система на полуострове только формируется.
Как рассказал "Огоньку" менеджер алуштинских апартаментов, в Крыму де-факто действуют два банка — Сбербанк и Российский национальный коммерческий (РНКБ).
— К перебоям с водой в Крыму привыкли, а вот неразбериха с финансами очень заметна,— говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Илья Уманский.
По его словам, кредитки принимаются пока в виде исключения, гривна в ходу. Владелец одного из отелей в Ялте подтверждает: в банки стоят очереди желающих открыть счет. Население устало конвертировать гривну в рубли и обратно, особенно нелегко старикам.
Нельзя не сказать и о главной причине того, почему в Крым не торопятся. Россияне опасаются — не только дорожных неурядиц, но и того, что в самом Крыму неспокойно. Сказываются и многомесячные телерепортажи из Крыма как из горячей точки, и текущая хроника украинских событий.
Приказано отдыхать
Не удивительно, что в такой ситуации расчет делается на корпоративных клиентов. Замруководителя Ростуризма Дмитрий Амунц даже просил губернаторов содействовать в размещении рекламы со слоганом "Отдыхай в Крыму!". Похоже, в кои-то веки власть приказала нам отдыхать: 1200 уже подписанных контрактов между российскими компаниями и крымскими пансионатами, равно как и 900 соглашений о намерениях говорят о том, что призыв услышан. Впрочем, и тут есть проблемы, ведь место для отдыха сотрудников многие компании выбирают с помощью тендеров.
— Основная масса компаний эти тендеры уже провела в январе, феврале и марте,— объясняет вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов.— Когда на одном совещании обсуждалась идея развернуть турпоток в Крым, встал вопрос: как быть с теми, кто уже выиграл? Остаются компании, чьи сотрудники обычно отдыхают на собственных объектах. Это не обязательно санаторий, может быть просто турбаза "Ветерок" где-нибудь в Новосибирской области. Так что для сотрудников это обернется даже улучшением условий.
Важным фактором может стать и ограничение на зарубежный отдых силовиков. Смотря по тому, насколько жестким окажется запрет на заграничные поездки, это до 4 млн потенциальных внутренних туристов, да еще и с семьями. Но 6 млн отдыхающих, как в прошлом году, Крым в этот раз все равно вряд ли дождется.
— Мои ожидания — между 3 и 4 млн человек,— оценивает Вадим Прасов.— Некоторые направления просядут сильнее других. Например, уикенд-туризм в дорогих отелях. Такими услугами в основном пользовались граждане Украины, а самолеты сейчас оттуда не летают.
Пропускная способность 825 крымских пансионатов немалая: они рассчитаны на 164 тысячи мест. Частный сектор дает сравнимую цифру по койко-местам — 130-140 тысяч (речь о 4500 мини-отелях и 14 тысячах частников, готовых сдавать квартиры и комнаты). В прошлые годы загруженность частного сектора была почти 100 процентов, а пансионатов и санаториев — около 60. В этом году они могут поменяться местами с той разницей, что общий уровень загруженности будет ниже процентов на 20.
К тому все и идет. По словам Уманского из АТОРа, спрос на кавказское побережье не падает — пусть он и не достиг прошлогоднего уровня, но по количеству броней в отелях Краснодарский край уже вырос. "Сочи хорошо растет, хотя цены в отелях там в среднем 2500-2700 рублей в сутки за номер, но после таких массовых мероприятий, как Олимпиада, народ стремится побывать и посмотреть все своими глазами. Мы получили аналогичный эффект после празднования 300-летия Санкт-Петербурга",— пояснил он. Другое дело, что такая тенденция держится, как правило, один сезон.
Кубань, где год назад отдохнуло вдвое больше туристов, чем в Крыму, сейчас ждет не падения потока, а роста. В Министерстве курортов и туризма Краснодарского края называют цифру в 12,1 млн туристов против прошлогодних 11,6 млн. Изменится ли ситуация к следующему сезону, зависит от того, удастся ли Крыму решить транспортную проблему и доказать безопасность отдыха.