"Роснефть" заправит город
Компания рассчитывает увеличить свое присутствие на региональном рынке
По информации "Ъ", в ближайшие несколько лет "Роснефть" планирует инвестировать средства в расширение собственной топливной розничной сети в Петербурге и Ленобласти. Количество АЗС в двух регионах может увеличиться более чем в четыре раза — до 270 точек. По мнению экспертов, основной проблемой для реализации планов госкомпании может стать крайнее насыщение рынка и отсутствие новых площадок под строительство автозаправочных комплексов.
О том, что ОАО "НК "Роснефть"" планирует расширить розничную сеть автозаправок в Петербурге и Ленобласти, увеличив при этом свою долю на рынке с 8 до 30%, "Ъ" рассказали несколько источников на топливном рынке. В "Роснефти" подтвердили свои планы по расширению, однако комментировать детали не стали.
"На сегодняшний день ОАО "Роснефть" занимает 8 процентов рынка по объемам продаж с 64 АЗС (в том числе и АЗС под брендом ВР, которые вошли в розничную сеть "Роснефти" после покупки госкомпанией ТНК-BP. — "Ъ"), включая плавучие заправочные станции. В будущем планируется расширить розничную сеть за счет строительства на новых земельных участках. ОАО "Роснефть" также рассматривает предложения по приобретению активов на привлекательном для компании рынке", — сообщил официальный представитель компании.
Источник "Ъ" в "Роснефти" неофициально подтвердил наличие планов по активному наращиванию присутствия компании на рынке и уточнил, что речь идет об увеличении количества точек в Петербурге и Ленобласти до 250-270. Расширение сети будет происходить в течение следующих трех-пяти лет. Собеседник отказался сообщить, какой объем инвестиций для этого потребуется и активы каких конкретно конкурентов их интересуют. "Мы ведем переговоры со всеми понемногу", — говорит собеседник "Ъ".
Основными конкурентами на рынке Петербурга и Ленобласти для "Роснефти" являются ЛУКОЙЛ (около 20% рынка), "Петербургская топливная компания" (15,9%), "Газпром нефть" (9,7%). Ни в одной из компаний не смогли оперативно рассказать о своих планах по развитию бизнеса. В число лидеров по городу и области также входят Neste, Shell, Statoil, "Киришиавтосервис", "Славнефть", "Татнефть", "Фаэтон". Всего на территории Петербурга и Ленобласти насчитывается около 750 АЗС.
Эксперты отмечают, что рынок Петербурга и Ленобласти уже достаточно насыщен автозаправочными станциями. Поэтому игрокам необходимо тщательно подходить к вопросам расширения своих сетей.
"Сейчас свободных участков под строительство АЗС в городе и области практически не осталось, поэтому, скорее всего, "Роснефть" будет развиваться через вторичный рынок, то есть приобретая мелкие сети и проводя их ребрендинг. Конечно, мелкие игроки твердо стоят на рынке, у них есть свои клиенты, но с другой стороны — когда у компании около 20 заправок, она имеет возможность продать две-три точки, которые наименее интересны по объемам продаж. Новая компания, которая приходит на это место и выставляет свой бренд, в разы повышает объем реализации нефтепродуктов на точке — и заправка становится ликвидной. В целом у компании хорошие перспективы", — считает президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин. По его оценке, стоимость строительства одной АЗС без покупки земельного участка составляет около €1 млн. Таким образом, инвестиции "Роснефти" должны составить не менее €200 млн.
Начальник аналитического отдела ЗАО "Инвестиционная компания ЛМС" Дмитрий Кумановский также отмечает, что пока на рынке остаются ресурсы для развития. "В принципе, рынок в Петербурге насыщен, если говорить о наиболее выгодных направлениях. На выезде из города зачастую АЗС конкурирующих компаний стоят друг напротив друга. Но на рынке Ленинградской области присутствие крупных федеральных игроков пока еще не столь заметно, в основном там работает множество заправок небольших компаний. Преимуществом является то, что ТНК-BP больше работает в премиальном сегменте, а АЗС "Роснефти" относятся к экономклассу", — рассуждает господин Кумановский.