Владимир Путин отодвигает войска и пододвигает выборы
Россия готова признать украинские выборы на определенных условиях
Президент Владимир Путин после встречи с главой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Дидье Буркхальтером заявил, что Россия отвела свои войска от границы с Украиной, призвал «сторонников федерализации» на юго-востоке Украины перенести референдум, а выборы президента Украины назвал «шагом в правильном направлении». Впрочем, их признание со стороны России господин Путин сразу же обставил рядом условий, среди которых — прекращение силового давления на юго-восток Украины со стороны Киева, освобождение пророссийских активистов и, главное,— гарантии конституционной реформы. Эксперты отмечают, что неожиданный шаг Кремля свидетельствует об «интенсивном закулисном торге», итог которого еще не предрешен.
Владимир Путин вчера призвал отложить референдум 11 мая на юго-востоке Украины с тем, чтобы создать «необходимые условия» для диалога. Выборы президента Украины, намеченные на 25 мая, он назвал «шагом в правильном направлении», а также сообщил, что Россия отвела свои войска от границы с Украиной. Заявление было сделано сразу после закрытой встречи в Кремле с президентом Швейцарии, председателем ОБСЕ Дидье Буркхальтером. Начиная ее, Владимир Путин предложил «поискать пути выхода», назвав события на Украине «тяжёлыми и трагическими». «Уже третий раз в этом году мы проводим обсуждения,— ответил глава ОБСЕ.— Сегодня очень хотелось бы обсудить с вами предлагаемую “дорожную карту”, чтобы её можно было уже привести в действие».
Глава Центризбиркома самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Роман Лягин поспешил заявить, что дату голосования можно и перенести: «Мы ведем подготовку к 11 мая, но если руководство ДНР примет решение перенести дату, то вынуждены будем с этим согласиться». Решение будет принято 8 мая. Однако он подчеркнул, что «президентских выборов в Донецке не будет точно». «Ситуация будет только обостряться, поскольку киевские власти продолжат “контртеррористическую операцию”, а среди людей будет расти разочарование в России»,— сказал “Ъ” один из командиров армии Донбасса.
«Если слова президента Путина не разойдутся с реальностью, то это хороший сигнал,— сказал “Ъ” вице-губернатор Днепропетровской области Борис Филатов.— Остается надеяться, что Путин понимает, что идеи разгулявшихся бандитов поддержкой среди населения не пользуются, и разумные люди в его окружении взяли верх». Собеседники “Ъ” в окружении назначенного Киевом донецкого губернатора Сергея Таруты опасаются, что своим заявлением президент России лишь пытается показать западным партнерам, что он не контролирует действия протестующих на юго-восточной Украине.
США устами представителя Госдепартамента Джен Псаки вчера одобрили высказывания Владимира Путина по Украине, назвав их «полезными». В то же время госпожа Псаки считает, что «русские могут сделать намного больше, чтобы добиться деэскалации ситуации и обеспечить безопасные выборы».
Шаг на запад
На мониторинговую миссию ОБСЕ возлагалась ведущая роль «в содействии украинской власти и местным общинам» в урегулировании кризиса по Женевским договоренностям от 17 апреля, которые так и не начали выполняться. Приезд Дидье Буркхальтера в Москву (вместо предложенной ФРГ идеи провести еще одну встречу в Женеве) говорит о том, что РФ считает целесообразным попытаться реанимировать первое соглашение, но уже с расширенными функциями ОБСЕ. Так, Дидье Буркхальтер вчера сообщил, что ОБСЕ сформирует фонд для финансирования мероприятий по разоружению на Украине. Но главное — «дорожная карта», которую предложил Дидье Буркхальтер: она предусматривает «прекращение огня, деэскалацию напряженности, налаживание диалога и выборы». В том числе, это означает призыв к Киеву приостановить «антитеррористическую операцию» в Донецкой и Луганской областях.
Заявление Владимира Путина стало сигналом готовности помочь деэскалации: прежде западные лидеры обвиняли Москву в том, что она поддерживает организаторов «сепаратистского» референдума в Донецкой и Луганской областях (о «государственной самостоятельности» регионов), а также пытается сорвать украинские президентские выборы. Слова Владимира Путина лишают сторонников жестких мер против Москвы формального повода требовать введения «третьего пакета» санкций, в том числе экономических. Киевские власти вчера также сделали шаг навстречу: был освобожден «народный губернатор» Донецкой области Павел Губарев. А фаворит президентской гонки Петр Порошенко впервые заявил о готовности обсуждать возможность проведения референдумов в стране в случае своей победы на выборах: «После восстановления закона и порядка мы готовы обсуждать любой референдум, мы не боимся его, а также конституционных преобразований, которые я готов обсуждать с кем бы то ни было».
«Сам визит главы ОБСЕ и интенсивные дипломатические переговоры показывают, что идет интенсивный закулисный торг, — пояснил "Ъ" глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.— Референдум был главным оружием России и тех сил на юго-востоке Украины, с которыми она солидаризируется. Его проведение могло бы стать решающим шагом к фактическому расколу Украины. Если Владимир Путин согласился это главное оружие пока спрятать, это может означать, что ему обещано нечто серьезное относительно будущего устройства Украины». Тем более что, по словам эксперта, «цель России — не захват земель, а такая конструкция украинского государства, которая не позволяет ему двигаться на Запад или в НАТО».
Но смягчив свою позицию относительно украинских выборов, Владимир Путин сделал ряд важных оговорок, позволяющих переиграть ситуацию. Во-первых, он сказал, что киевские власти должны «незамедлительно прекратить все военные и карательные операции на юго-востоке Украины». Во-вторых, подчеркнул, что Москва ждет «освобождения всех политических заключенных», а не только Павла Губарева. К тому же, Владимир Путин отметил, что выборы «ничего не решат, если все граждане Украины не будут понимать, как будут гарантированы их права» после голосования: «Дело не в выборах президента, а в том, чтобы люди на юго-востоке почувствовали, что они не будут опять брошенными и обманутыми». Значит, еще одним из условий признания Москвой украинских выборов остается конституционная реформа – по крайней мере, обнародование ее ключевых параметров к 25 мая. Окончательно отношение к президентским выборам Кремль может сформулировать лишь накануне их проведения или даже после: по данным “Ъ”, по крайней мере, до вечера вторника российские власти не собирались направлять наблюдателей 25 мая на Украину в составе миссии ОБСЕ.
Другой сценарий
Еще до заявления Владимира Путина об отказе направлять наблюдателей на референдум 11 мая заявили в Госдуме и Совете федерации (СФ), представители которых активно навещали Крым до и во время голосования по статусу полуострова. Вице-спикер Госдумы единоросс Сергей Неверов заявил «Интерфаксу», что референдумы — это «внутреннее дело регионов». Член делегации в Крыму сенатор Сергей Мамедов сказал “Ъ”, что «Россию и так попрекают в подстрекательстве, лишние раздражители не нужны». «Такие вещи надо согласовывать заранее. К тому же на востоке Украины несколько иная ситуация, чем в Крыму»,— заявил “Ъ” глава комиссии СФ по мониторингу ситуации на Украине Владимир Джабаров, не уточнив, в чем разница.
Впрочем, ранее источник “Ъ” в администрации президента (АП) отмечал, что у Кремля нет желания отторгать новые территории, как это вышло с Крымом — его можно считать исключением. «Мы всегда исходили из того что лучше целая Украина: если не с нами, то по крайней мере не настроенная против нас»,— говорил собеседник “Ъ”. На круглом столе, организованном вчера ФоРГО, бывший посол США в СССР Джэк Мэтлок заявил, что России не нужен «экономически дефицитный регион, где многие не хотят быть в России». По его словам, это «источник слабости» и лишний повод для санкций со стороны Запада.
Правда, сам Владимир Путин последнюю неделю лично не комментировал события на Украине, которые в этот период перешли в активную фазу: 2 мая началась военная операция киевских властей на юго-востоке, а в Одессе в результате столкновений погибли десятки людей. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Владимир Путин испытывал «глубочайшее возмущение действиями киевских властей, которые можно интерпретировать как преступление».
Решение президента связано с тем, что он не хочет “безумного кровопролития”, ведь «бесконечное высказывание ультиматумов опасно», заявил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников (КПРФ). Если бы референдум прошел 11 мая, его бы не признали ни украинские власти, ни Запад, считает он, а теперь России будет проще настаивать на расширении полномочий регионов. Проведение же президентских выборов позволит иметь легитимного представителя Киева, «с кем можно было бы вести диалог».
Директор Института политических исследований Григорий Добромелов уверен, что Кремль изначально не хотел вводить войска на Украину и отделять юго-восток. Москве нужно было «создать угрозу отделения южных и юго-восточных регионов страны и заставить Запад с Украиной признать присоединение Крыма к России». Кроме того, Владимир Путин заранее дистанцируется от возможных «столкновений между “сторонниками федерализации” и “Евромайдана”». Есть у России, по словам эксперта, и запасной ход — если Юлия Тимошенко проиграет на президентских выборах, «у России появится еще одно окно возможности дестабилизации ситуации на Украине». Вице-президент Центра политтехнологий Георгий Чижов отмечает, что 11 мая “сторонникам федерализации” было бы попросту негде проводить референдум: «Ополчение на сегодняшний день полноценно не контролирует ни одного населенного пункта». Не было, по его словам, проведено и мирной подготовки к референдуму. Он не исключил, что вопрос о референдуме станет более актуален, когда «сторонники федерализации» возьмут регион под свой контроль.