"Двигатель РД-180 не попадает под американские санкции"
Власти США и компания United Launch Alliance попросили суд отменить временный запрет на покупку российских ракетных двигателей РД-180. По мнению экспертов, у США нет достойной альтернативы продукции "Энергомаша".
Правительство США обратилось в суд с просьбой снять временный запрет на закупку ракетных двигателей российского производства. США приобретают силовые установки РД-180 для производства ракет-носителей "Атлас-5". Отмены запрета также добивается официальный импортер компания United Launch Alliance. Суд США ввел запрет на закупку двигателей производства "Энергомаша" 1 мая на том основании, что эти закупки противоречат санкциям США в отношении России. Однако позднее Минфин, Министерство торговли и Госдеп США направили судье письмо, в котором опровергли это утверждение. Ракетные двигатели РД-180 в США нечем заменить, сообщил в эфире "Коммерсант FM" директор центра Общественно-политических исследований Владимир Евсеев.
"Двигатель ни подо что не попадает, никаких санкций нет. Было желание каким-то образом ущемить Россию, наказать. И с этой точки зрения хотели запретить поставку. Но когда стали искать, альтернативы, по сути, нет. Особенно если говорить о геостационарных спутниках. Почему? Потому что двигатель имеет очень большие возможности, то есть 400 тонн при выводе груза — это первая ступень — это очень много, этого достаточно для вывода геостационарных спутников. На низкую орбиту можно попробовать, но это тоже в условиях безвыходности. Использование украинских двигателей, сами понимаете, а если вдруг заводы встанут?" — прокомментировал Евсеев.
Ранее замминистра обороны США Фрэнк Кендалл заявил, что Пентагон пока не знает, как снизить зависимость американской космической индустрии от российских двигателей. По словам Кендалла, ВВС США рассматривают возможность строить такие силовые установки внутри страны по лицензии "Энергомаша" или использовать только ракеты-носители "Дельта" с другим типом двигателей. Кроме того, власти США могли бы ускорить выдачу лицензий новым компаниям, которые не используют российские двигатели. Найти замену РД-180 сложно в том числе из-за их экологичности.
Ракета-носитель "Атлас-5" используется для доставки грузов весом свыше 10 тонн на низкие орбиты, то есть на высоту около 200 км над уровнем моря, а также более легких грузов на геостационарные орбиты, которые находятся на высоте свыше 35 тыс. км. Ракетные двигатели РД-180 производства компании "Энергомаш", которые используются в носителях "Атлас-5", отличаются экологичностью. В качестве топлива они используют не гептил, вредный для человеческого организма, а керосин. Окислитем в них является кислород. Компания "Энергомаш" выиграла контракт на разработку и поставку в США 101-го двигателя РД-180 в 1996 году. Закупщиком была американская компании Lockheed Martin, на базе которой вместе с корпорацией Boeing была создана United Launch Alliance. Сейчас "Энергомашу" осталось поставить компании 36 двигателей.
Запрета на поставку РД-180 добивалась калифорнийская компания SpaceX, которая производит ракеты и космические аппараты. Ее владелец миллиардер Илон Маск был недоволен тем, что ВВС США передали крупный оборонный контракт компании United Launch Alliance без проведения тендера. Судья Сьюзен Брейден удовлетворила иск SpaceX. На уже подписанные контракты запрет не распространяется. Если ограничение останется в силе, это может сильно ударить по российскому производителю двигателей РД-180 предприятию "Энергомаш", сообщил глава Института космической политики Иван Моисеев.
"Большая часть его доходов, его живых денег, зарплат, в общем-то, приходится на этот контракт. У нас заказ на "Энергомаш" очень небольшой, не может столько людей поддержать. То есть если такой запрет вступит в силу, нам придется из бюджета оплачивать "Энергомаш", иначе мы потеряем космическое двигателестроение", — считает Моисеев.
Как отмечают эксперты, контракт на поставку РД-180 скорее всего будет реализован. Однако к его окончанию в 2016 году США начнут искать альтернативу российским двигателям. Вероятно, к этому привлекут американские и европейские компании.