"Десять мгновений судьбы"
Татьяна Алешичева о киноальманахе 17 австралийских режиссеров
Австралийский киноальманах "Десять мгновений судьбы" поставлен по сборнику рассказов Тима Уинтона "Поворотный момент" (The Turning, 2005), объединенных одним центральным персонажем. Но поскольку в кино его сыграли разные актеры, получился не рассказ о чьей-то частной судьбе, а поэтическое высказывание о человеке вообще. Это семнадцать коротких новелл о том, что определяет нашу жизнь, из чего она состоит: из детских воспоминаний и отношений с близкими, ошибок и заблуждений, моментов счастья и долгих лет прозябания, пороков и зависимостей, взвешенных решений и опрометчивых поступков.
Подросток втихаря от родителей берет машину и совершает с приятелем вылазку на природу, посреди бесконечного шоссе у них ломается машина, и они видят потрясающий закат — все это ставший взрослым герой вспоминает спустя годы, когда друга давно нет в живых. Бывшие любовники встречаются, и между ними происходит мучительно неловкая сцена, когда женщина ищет прежней близости и получает отказ. Игрок на футбольном поле вдруг понимает, что ему все равно, чем закончится игра, бросает мяч и уходит с поля. Приехав к родственникам, семейная пара с тещей не застает никого дома, женщины весело плещутся в пустом бассейне, а потом обнаруживают, что забрались в дом чужих людей. В центральной новелле "Поворот" героиня пытается объяснить ревнивому мужу, что такое "начать новую жизнь": "Будто острый нож разрезает тебя как масло, и ты вдруг начинаешь видеть вокруг все еще не реализованные возможности этого мира". Семнадцати разным режиссерам удалось поймать общую тональность, и все эти меланхоличные, экспрессивные, жестокие и грустные фрагменты без натуги сложились в одну большую мозаику. Кино необязательно рассказывает нам истории, где есть начало, середина и конец, оно может быть и чистой поэзией — и сборник "Десять мгновений" будто специально сделан, чтобы об этом напомнить.