Что угрожает семейным ценностям?

15 мая — Международный день семьи. Накануне праздника в регионах России общественные палаты и общественные организации обсуждали угрозы традиционным семейным ценностям.

Это дело семьи, а не палат. Похоже, начинается кампания по нарушению частного пространства семьи. А это пахнет клерикальным государством, полицией нравов и откатом в средневековье

Женская эмансипация. Если раньше семья полностью зависела от мужа, то сейчас, мягко говоря, не зависит ни в чем. Это ведет к нивелированию статуса семьи и размыванию традиционных семейных ценностей. Меняется жизнь, и традиционные ценности отступают под влиянием этой самой жизни, к великому сожалению. И семья меняется. Впрочем, мне трудно говорить на эту тему, ведь я женат уже 41 год. У меня семья не меняется, но меняется у других, и это неприятно.

Владимир Бортко, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, режиссер


Не хватает каких-то морально-нравственных ориентиров, заложенных еще школой и воспитанием. Страна переживает жуткий переходный период реконструкции и абсолютного незнания. В Европе многовековое развитие определенных ценностей привело к хорошему результату, хотя и там не все в порядке. А у нас совсем плохо, мы не пришли пока вообще ни к каким ценностям. Америка, кстати, хороший показатель, как в индустриальной и высокоразвитой технологической стране могут быть очень сильными патриархальные семейные ценности.

Максим Дунаевский, композитор


Ничего им не угрожает. Я не слышал, чтобы в разных семьях были разные ценности. А вот институт семьи под угрозой, и ему нужна защита, прежде всего от государства. Принятый "налог на развод" — это просто глупость. Ну не могут люди уже жить вместе! У нас все репрессивные меры пытаются вводить, хотя нужна элементарная поддержка материнства. Семья — если совсем формально — это созидательная ячейка общества, и поэтому меры здесь должны быть созидательного и охранительного характера. Государственная политика нужна, а не репрессии.

Роман Авдеев, владелец Московского кредитного банка (отец 23 детей)


Вмешательство государства в дела семьи. Все живут по-разному, и как это делать, нужно договариваться между собой. Когда вмешивается государство, появляются люди, которые начинают учить других. Если понимать под традиционными семейными ценностями моногамную, разнополую семью, то дело не в ее защите. Ни в одной стране никто не принуждает вступать в гомосексуальные браки или создавать полигамные семьи. А говоря о защите, они на самом деле нападают на тех, кто живет иначе. И мне такая "защита" не нравится.

Леонид Гозман, президент общественного движения "Союз правых сил"


Попытка насадить западные ценности. Их пытались экспортировать в Афганистан, Ирак, Сирию, Ливию. Но они не сработали, потому что разные народы имеют разные культуры, цивилизации. На Западе считают, что западные ценности являются фундаментальными и мировыми. Но золотой миллиард — это лишь 1/7 часть мира. Шесть миллиардов живут по своим ценностям, имеющим мало общего с европейскими. И претензия Запада — это предпосылка для столкновения цивилизаций. Я западный человек, мне нравятся завоевания в области прав человека и т. д., но я не могу не признать, что есть шесть миллиардов людей, которые эти взгляды не разделяют. И Россия тоже имеет право на свой путь.

Джульетто Кьеза, журналист, в 2004-2009 годах депутат Европарламента


Пьянство. Пока мужики в деревнях тихо спиваются, женщины присматриваются к китайским гастарбайтерам. Уже нередко можно увидеть детей с непривычным для нас разрезом глаз. В традициях каких семейных ценностей они будут воспитаны, чье влияние будет преобладать — матери или отца, мы узнаем лет через десять, когда дети подрастут.

Николай Марковцев, глава приморского отделения партии "Яблоко"


Это дело семьи, а не палат. Похоже, начинается кампания по нарушению частного пространства семьи. А это пахнет клерикальным государством, полицией нравов и откатом в средневековье. Люди с религиозной ментальностью не должны работать в ОП, содержащейся на наши налоги. Религиозные ценности у всех разные: один предложит многоженство, другой — многомужество, третий запретит есть корову... Цивилизованное государство — то, где семья защищена только УК и Декларацией прав человека, а не помыслами городских сумасшедших.

Мария Арбатова, президент Центра помощи женщинам


Разговоры об угрозах. Если общественные палаты заговорили о семье — жди подлянки. Сейчас не СССР, где была программа по защите материнства и детства, сейчас семье с детьми выживать сложно. Тем не менее их не надо трогать — сами выживут. Сегодня единственное спасение человека — только в традиционной семье. Когда вокруг одни воруют, других сажают за то, что природу защищают, где найти опору кроме как в семье?

Евгения Чирикова, лидер движения "Экооборона"


Не верить в традиционные семейные ценности — значит не верить в будущее. Ведь в чем сила общества, страны, коллектива? В связях между людьми. В отношениях, основанных на любви, уважении и доверии. И такие отношения дает человеку семья. Наше общество сильно тем, что живы традиции. А это значит, что и семейные ценности в России крепки.

Сергей Миронов, лидер партии "Справедливая Россия"

ВОПРОС НЕДЕЛИ / СЕМЬ ЛЕТ НАЗАД*


Вы простили немцев?

А, собственно, за что? За войну? Но нация тут ни при чем. Ну какие претензии или вопросы у меня могут быть к нынешним немцам? А те в большинстве своем понесли наказание.

Александр Торшин, статс-секретарь Центробанка РФ


Нельзя заставлять немецкий народ до сих пор платить по долгам фашистов. Ведь не все же немцы были фашистами, а украинцы или белорусы — бендеровцами или полицаями.

Татьяна Новикова, председатель Государственного комитета по делам молодежи


Войну развязали не немцы, а фашизм. И его простить нельзя, какой бы принадлежности он ни был — немецкий, прибалтийский или русский.

Геннадий Зюганов, лидер КПРФ


Наверное, простил. Хотя моя семья очень сильно пострадала во время войны — деда гестаповцы живьем закопали в землю.

Владимир Шумейко, председатель Всероссийского общественного движения "Реформы — новый курс"


Пока у могил немецких солдат в России не будут стоять цветы, войну мы не преодолеем. Немцы переболели фашизмом. А мы сталинизмом — нет. Но Гитлер и Сталин несут ответственность на равных.

Юрий Афанасьев, ректор РГГУ

*Должности указаны на момент опроса.
Вся лента