Авиация экспортного назначения
Вьетнам и Индия получат до конца года от России десять истребителей
Предприятия, входящие в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), в рамках исполнения экспортных контрактов во второй половине 2014 года поставят Вьетнаму четыре истребителя Су-30МК2, а Индии — шесть самолетов МиГ-29К/Куб. В графике поставок на этот год также значилась передача первой партии истребителей Су-30К для Анголы. Однако самолетам требуется проведение серьезного ремонта и модернизации, поэтому поставка первой партии сместилась на 2015 год.
График экспортных поставок самолетов на 2014 год предусматривает поставку десяти самолетов для Вьетнама и Индии, рассказал "Ъ" источник, близкий к спецэкспортеру российских вооружений "Рособоронэкспорту". "По два Су-30МК2 производства Комсомольского-на-Амуре авиационного предприятия для ВВС Вьетнама планируется передать в ноябре и декабре,— говорит собеседник "Ъ".— В интересах ВМС Индии будут поставлены шесть самолетов МиГ-29К/Куб производства корпорации МиГ: по одному в августе и сентябре, по два — в октябре и ноябре". Таким образом, по его словам, в случае с Вьетнамом Россия начнет выполнять обязательства по ранее заключенному контракту, а в случае с Индией — продолжит его исполнение. Официально в "Рособоронэкспорте" от комментариев отказались.
Последний вьетнамский авиационный контракт на 12 единиц Су-30МК2 общей суммой около $600 млн был подписан в августе прошлого года. Он стал третьим по счету: предыдущие контракты на восемь и двенадцать истребителей были комсомольским предприятием успешно реализованы. В 2015 году, по сведениям "Ъ", вьетнамские ВВС ожидают получения оставшихся восьми истребителей Су-30МК2.
Поставка шести истребителей МиГ-29К/Куб будет осуществляться в рамках контракта от марта 2010 года на 29 самолетов. В 2013 году, по словам гендиректора РСК МиГ Сергея Короткова, корпорация отправила заказчику семь истребителей данного типа. Напомним, что предыдущий авиационный контракт на поставку 16 боевых машин между Россией и Индией был подписан в 2004 году, в рамках пакетного российско-индийского межправсоглашения на модернизацию авианосца Vikramaditya. Его поставки начались в 2009 году и были завершены в конце 2011 года.
По данным "Ъ", в графике поставок на этот год изначально также были включены истребители Су-30К для ВВС Анголы: по три самолета планировалось передать в сентябре и ноябре, однако в виду необходимости проведения их ремонта и модернизации сроки пришлось сместить, и первая партия окажется у заказчика в 2015 году. Напомним, что контракт на бывшие в употреблении ВВС Индии Су-30К был подписан в ходе визита вице-премьера Дмитрия Рогозина в Анголу в октябре 2013 года.
Впервые официальное подтверждение существования такого соглашения прозвучало от гендиректора "Рособоронэкспорта" Анатолия Исайкина в интервью "Ъ" (см. номер от 27 января). Впоследствии президент корпорации "Иркут" Олег Демченко заявил, что в Анголу поставят 12 модернизированных истребителей Су-30К, а оставшиеся шесть истребителей, которые находятся сейчас на территории 558-го авиаремонтного завода в белорусских Барановичах, будут предложены другой стране. Ранее, как сообщал "Ъ", возможность приобретения данных самолетов рассматривали Белоруссия и Вьетнам, однако, как признавался господин Исайкин, ключевую роль сыграло отсутствие финансовых средств: "Даже после ремонта и модернизации их цена далеко не каждой стране по силам". Напомним, что Анголе они достались в рамках выданного Россией кредита в размере $1 млрд.