По улицам "Улисса"

Джеймс Джойс утверждал, что по его роману "Улисс" можно будет восстановить город Дублин в случае разрушения, так как место действия всегда указано с большой точностью. По ирландской столице можно гулять не один день, проходя "Улисса" главу за главой

Элиша Зинде

Телемах

Экскурсию по Дублину Джойса имеет смысл начать там, где начинается действие великого романа. "Торжественно он проследовал вперед и взошел на круглую оружейную площадку. Обернувшись по сторонам, он с важностью троекратно благословил башню, окрестный берег и пробуждающиеся горы".

Стивен Дедал, Бык Маллиган и Хейнс живут в одной из сторожевых башен Мартелло, которые появились в эпоху Наполеоновских войн. В районе дублинского порта было построено 28 таких башен. Башня Мартелло — это двухэтажная круглая постройка высотой до 12 метров с толстыми стенами и площадкой наверху, на ней традиционно располагалось артиллерийское орудие, которое при необходимости поворачивалось в любом направлении.

Пять ирландских башен сейчас используются как жилые дома. В одной из них некоторое время жил певец Боно, лидер рок-группы U2.

Автор "Улисса" прожил в башне, располагающейся в Сэндиков, пригороде Дублина, шесть дней (впрочем, действие романа укладывается в один день). Эта башня носит порядковый номер 11, но, разумеется, все ее называют не по номеру, а просто — "башня Джойса". В башне располагается музей писателя. Каменные ступени, высокие оконца, мрачное сводчатое помещение — все как в книге. В первую очередь обращает на себя внимание пантера, материализовавшаяся со страниц "Улисса".

"-- Всю ночь бредил про какую-то черную пантеру,— проговорил Стивен.— Где у него ружье?

— Совсем малый спятил,— сказал Маллиган,— а ты перетрусил не на шутку?

— Еще бы,— с жаром произнес Стивен, чувствуя волну страха,— в кромешном мраке, с каким-то незнакомцем, который стонет и бредит, что надо застрелить пантеру".

Рядом с башней располагается легендарный Сорокафутовый пляж, на котором бывал сам Джойс, на нем бывали и его герои, на пляже можно побывать и сегодня, позагорать, глядя на "сопливо-зеленое море, яйцещемящее море".

Калипсо

Экклс-стрит, дом 7 — таков адрес простого дублинца Леопольда Блума в "Улиссе". В жизни это был адрес одного из друзей Джойса.

Именно с этого дома начинается современная одиссея Леопольда Блума. Увы, оригинальное здание снесено, как снесены и все остальные дома на нечетной стороне улицы. Теперь на их месте располагается больница. Бронзовая плита на асфальте у входа в нее — первая в серии бронзовых плит, обозначающих маршрут главного героя "Улисса", называемый в среде фанатов "тропой Блума".

Отсюда стартуют экскурсии по местам, связанным с Джеймсом Джойсом, организуемые дублинскими туристическими агентствами. Отсюда же никто не запрещает стартовать самостоятельно, положив в рюкзак увесистый том "Улисса", используемый в качестве путеводителя.

Пункт маршрута, в котором можно сделать первую остановку,— англиканская церковь Святого Георгия. Из-за недостатка прихожан церковь прекратила свое существование в конце прошлого века, теперь в здании располагается ночной клуб Temple Theatre.

А когда-то церковные колокола отбивали Блуму, читающему в сортире журнал: "Эй-гей! Эй-гей! Эй-гей! Эй-гей! Эй-гей! Эй-гей!"

Лотофаги

"По набережной сэра Джона Роджерсона шагал собранным шагом мистер Блум: мимо домовых подвод, мимо маслобойни Лиска (льняное масло — жмыхи), мимо Уиндмилл-лейн и мимо почтово-телеграфного отделения".

Для ориентации по маршруту называю основные точки: здание Таможни, набережная сэра Джона Роджерсона, поворот на Лайм-стрит, на перекрестке с Ганновер-стрит-ист, в конце которой снова поворот налево — на Ломбард-стрит-ист.

Похоронное бюро Николса располагается на том же самом месте, что и при Джеймсе Джойсе. От почтового отделения на Вестленд-роу осталась наружная стена, в которой когда-то находился вход в почтовое отделение. В нем Блум получил любовное послание. Сейчас эта дверь ведет в кассу железнодорожной станции Вестленд-роу.

Выйдя из бывшей почты, следует повернуть направо, пройти по Камберленд-стрит и остановиться в арке под стеной железнодорожной станции. Здесь Блум читал письмо от Марты.

Выйдя из-под арки с другой стороны, попадаешь, как и Леопольд Блум, к церкви Всех Святых на Вестленд-роу. "Прохладный запах святых камней влек его. Он поднялся по истертым ступеням, толкнул дверь и тихонько вошел".

И, наконец, достойное завершение маршрута — "Свени на Линкольн-плейс. Аптекари редко переезжают. Эти бутыли их зеленые, золотые, не очень сдвинешь". Аптека Sweny действительно никуда не переехала. В настоящий момент на ней даже восстановлена вывеска эпохи Джойса — грех было не воспользоваться такой рекламной возможностью.

Аид

Путь от дома Падди Дигнема в Сэндимаунте (дом 9 по Ньюбридж-авеню) до католического кладбища со странно звучащим названием Проспект можно повторить на такси. Соответствующая часть повествования Джойса содержит названия улиц, по которым когда-то катилась скрипучая карета с мистером Блумом, едущим на похороны школьного товарища.

Среди ориентиров по дороге — памятник основателю ирландской парламентской партии Чарльзу Стюарту Парнеллу. У памятника начинается улица Парнелла, на которой находится Центр Джеймса Джойса (James Joyce Centre) — музейчик, самый интересный экспонат которого — дверь дома Леопольда Блума.

Эол

Редакция крупнейшей ежедневной газеты Freeman`s Journal находилась на Принс-стрит, сразу за зданием Главпочтамта на О`Коннел-стрит в мире Джойса. В современном мире это редакция Irish Independent на Миддл-эбби-стрит. А на О`Коннел-стрит, можно встретить Джеймса Джойса. Бронзового.

Куда отправиться дальше? "В какое же именно питейное заведение?" — риторически вопрошал когда-то Ленехан и сам себе отвечал: "Подаю свой голос за Муни!" Увы, его рекомендацию разделить невозможно. Паб Mooneys не сохранился. Впрочем, это далеко не единственное название паба на страницах "Улисса". В книге Леопольд Блум однажды задался вопросом, можно ли пересечь город Дублин, ни разу не пройдя мимо паба (позднее в СССР подобный вопрос задавал себе герой великой книги Венедикта Ерофеева "Москва — Петушки"). Ответ, разумеется, однозначен в обоих случаях.

Листригоны

"Ананасные леденцы, лимонный цукат, сливочные тянучки. Липко-слащавая девица целыми совками насыпает ириски учителю из Христианских Братьев. Какой-нибудь школьный праздник. Один вред для детских животиков. Сладости и засахаренные фрукты, поставщик Его Величества Короля. Боже. Храни. Нашего". Все это о совершенно реальном месте — кондитерской Грэма Лемона. От нее осталась только надпись на стене дома N 49 по О`Коннел-стрит. Рядом с бывшей кондитерской — McDonald`s.

Отсюда вслед за Блумом направимся по Бэйчлорз-уок на мост О`Коннела, под которым когда-то проплывала баржа, груженная пивом. Минуем Графтон-стрит. У Дэви Берна, то есть в пабе Davy Byrne`s на Дюк-стрит, сегодня можно не только перекусить, но и как следует пообедать (как традиционной ирландской похлебкой, так и неизвестной героям "Улисса" итальянской пастой).

Если вы попадете в этот паб 16 июня, в День Блума, то поразитесь, какое количество клиентов может вместиться в маленький зал и тому, какой процент посетителей заказывает блюдо под названием "Блум спешиал", то есть сэндвич с сыром горгонзола и горчицей ("небесприятное отвращение от жгучей горчицы и зеленого сыра, пахнущего ногами") к бокалу бургундского ("вино мягким огнем растекалось по жилам"). Сэндвич полагается резать тонкими ломтиками.

О данном пабе Леопольд Блум думал так: "Вполне пристойное заведение".

Евмей

Действие третьей от конца главы романа (в предпоследней мы попадаем к Блуму домой, а последняя — бесконечный словесный поток сознания) происходит преимущественно в ночной кучерской чайной "Приют извозчика".

Как до нее дойти, описано по-джойсовски подробно: "Итак, срезав наискосок мимо Маллета и мимо Сигнал-хаус, до коих добрались без труда, они волей-неволей проследовали в направлении вокзала на Эмьенс-стрит... Они миновали главный вход Большого Северного вокзала, откуда шли поезда на Белфаст и где, разумеется, не было никаких рейсов в сей поздний час, и мимо задних ворот морга (не слишком манящее местечко, чтобы не сказать довольно зловещее, особенно ночью), достигли, в конце концов, Портовой Таверны, а там, как положено, свернули на Стор-стрит, знаменитую полицейскими казармами участка К. ... они прошли напрямик задами таможни и двигались под мостом Окружной железной дороги... по соседству с мужским сортиром они увидели тележку мороженщика... Мистер Блум и Стивен вошли в "Приют извозчика", непритязательное деревянное строение..."

Место, где находился убогий деревянный домик ночной чайной, найти несложно. Ориентиром является мост Батта. У моста, на месте "Приюта извозчика", стоит памятник деятелю профсоюзного движения Джеймсу Коннолли.

Гулять по ирландской столице можно бесконечно долго, но рано или поздно любой человек, будь то Улисс, Леопольд Блум или просто турист, должен возвращаться на Итаку, то есть к себе домой.

подписи

На О`Коннел-стрит можно встретить Джеймса Джойса — бронзового

В мире более 100 башен Мартелло. В Дублине — 28. Но башня Джойса лишь одна

Места, которые посещал Блум, отмечены подобными табличками

Аптека "Свени" выглядит сегодня, как во времена Джойса

Паб Дэви Бирна — место паломничества блумофилов

В Центре Джеймса Джойса 16 июня будет торжественно отмечен 110-й день Блума

Ирландского профсоюзного деятеля Джеймса Коннолли российские туристы часто ошибочно принимают за Ленина

Вся лента