Передовой отряд
Для Байкало-Амурской магистрали, проложенной по труднодоступным местам Дальнего Востока, самыми важными людьми были изыскатели. Именно они первыми прошли там, где вскоре появились новые города, станции и участки знаменитой дороги
Когда встал вопрос о строительстве БАМа, именно железнодорожные изыскатели первыми отправились в отдаленные уголки страны, где должна была пройти трасса. Уже в 1949 году они работали в таежных зарослях Сихотэ-Алиня, о чем, кстати, писал "Огонек". Ну а когда 15 лет спустя началась активная фаза строительства, их работа и вовсе оказалась в центре внимания всей страны.
"И строительство, и изыскания трассы БАМа необычайно трудны. Здесь нет ни дорог, ни троп,— сообщал журнал.— Редкие поселки, приютившиеся на берегах рек, разделены сотнями километров тайги..."
В этих условиях изыскателям нужно было выбрать точный маршрут, вернее, скорректировать на местности тот, что был разработан в кабинете, дать строителям надежные координаты и, вообще, провести множество самых разнообразных измерений и вычислений, даже экономические исследования с учетом полезных ископаемых.
"Решили одну задачу — тут же появляется другая,— рассказывал в "Огоньке" начальник изыскательской экспедиции Александр Побожий.— Надо определить, где будут станции, разъезды, поселки железнодорожников, мосты и водопропускные трубы, где заложить карьеры для нужд строительства..."
Работа изыскателей напоминала работу разведчиков: вот, например, они заметили свежие следы волчьей стаи — волки уходили к перевалу — и можно было идти просто по их следам, то есть по легчайшему и кратчайшему пути. А потом уже приходилось прокладывать путь самим, ночевать в снегу, ползать по скалам — одним словом, не только трудностей, но и романтики в этой работе хватало. Архивные фотографии, запечатлевшие несколько поколений изыскателей, охватывают весь период от 1970-х и практически до наших дней.