Цена вопроса
Вольное сетевое сообщество "Диссернет", основанное учеными и гражданскими активистами, на протяжении всей своей деятельности смешивает науку с политикой. К сожалению, этот подход не идет на пользу науке, за которую так бьются диссернетовцы.
Противники принципа аполитичной науки утверждают, что ученым нельзя жить в башне из слоновой кости и заниматься только своими нейронами или праиндоевропейскими гласными. По их мнению, из-за невмешательства научного сообщества в общественную жизнь и происходят ситуации, подобные реформе РАН. И многие известные ученые считают своим долгом состоять в партиях, ходить на митинги, помогать в предвыборной гонке тому или иному кандидату в мэры.
При этом в любой щекотливой ситуации ученые напоминают о своем особом, как им кажется, статусе. "Пять человек из РАН задержаны на митинге",— восклицают они. Но какая разница, из РАН человек, из МГУ или из технического колледжа? "Вот академик оштрафован за участие все в том же митинге",— негодуют ученые. Но какая разница, академик он или слесарь?
Ученые совершенно не умеют взаимодействовать с чиновниками, от которых напрямую зависит их судьба. Когда власти затевают какую-то реформу, ученые протестуют и предлагают альтернативы — но только такие, которые просто невозможно реализовать в России. Умнейшие люди, проводящие сложные эксперименты и разрабатывающие модель Вселенной, оказываются совершенно неспособными предложить работающую модель научных исследований. "Мы ученые, мы сами знаем, как нам лучше жить",— заключают лучшие умы страны. Вот только их проекты всегда сводятся к принципу "дайте нам денег и больше не приставайте".
Но и это не беда, в конце концов, у каждого свои таланты, и глупо от физика требовать сделать работу филолога. Проблема в том, что люди, успешно познающие тайные законы природы и работающие с запутанными формулами, зачастую не способны адекватно оценить окружающую реальность. Год назад, в разгар протестов против реформы РАН, некоторые весьма авторитетные ученые уверенно говорили мне: "Вы не верите, а вот-вот режим падет, и тогда мы заживем!" Режим, как мы видим, на месте и никуда падать не собирается, реформа РАН завершилась, а ученые все еще не понимают, чем политика отличается от акций протеста.
Ученые, как врачи и главы благотворительных фондов, не должны публично ассоциировать себя с той или иной политической силой — а "Диссернет" в своих разоблачениях отдает предпочтение вполне определенному кругу политиков и чиновников. Наука, как медицина и благотворительность, во многом строится на общении, в том числе неформальном. А за редким исключением вроде выдающихся гениев, никто не захочет всерьез общаться с тем, кто активно пропагандирует противоположные взгляды. "Диссернету" стоит определиться, чего они хотят на самом деле: очистить российскую науку или выразить политическую позицию.