Вор в салоне
Как уволить сотрудника, которого нельзя уволить
По российским законам работодатель не имеет права уволить беременную женщину. Но что делать, если он уличил такую сотрудницу в воровстве? Какую меру наказания избрать?
"Хуже наказания бывает только безнаказанность",— считает совладелица московской сети салонов красоты "Облака Studio" Татьяна Аверина. По специальности Татьяна педагог-психолог, но последние 14 лет занимается салонным бизнесом. Вся ее работа связана с женщинами, и предпринимательница любит размышлять об их психологии.
Год назад в бизнесе Татьяны произошла неприятная история: в одном из салонов красоты "Облака Studio" наемный директор уличил двух девушек-администраторов в воровстве. Обычно в таких случаях людей увольняют. Но одна из виновниц была беременна, и по закону ее нельзя выставить на улицу. Татьяна оказалась в сложной ситуации.
Интересное положение
Изначально салонами "Облака Studio" Аверина управляла самостоятельно. Но в 2010 году родила ребенка, ненадолго отошла от дел. Позже назначила в каждый салон генерального директора. Прошлой весной один из ее управляющих обнаружил, что два администратора не проводили часть оказанных услуг через кассу, не выдавали клиентам чеки, а наличность клали себе в карман. Схема действовала несколько месяцев, сумма ущерба предположительно составляла 25% дневной выручки салона. "Когда генеральный директор пришла ко мне и рассказала о ситуации в салоне, для меня это было как признание в собственной некомпетентности,— говорит Татьяна.— Мне нужно было защитить свой бизнес и свести риски повторения подобной ситуации к нулю".
Требовалась "показательная порка", чтобы у других сотрудников не возникало желание мошенничать. К тому же на владелицу давил коллектив салона. Сотрудники негодовали, они чувствовали себя обманутыми. Их возмущало лицемерие администраторов, которые со всеми поддерживали дружеские отношения, но при этом были нечисты на руку. Атмосфера в коллективе накалилась до предела.
Но с администраторами ситуация была более сложной. Одна виновница сразу после того, как стало известно о ее проступке, ушла на больничный. В отношении второй сотрудницы у Авериной были связаны руки: в соответствии с Трудовым кодексом она не имела права расторгать договор с беременной женщиной, даже если та нарушила дисциплину.
Сначала Аверина хотела завести уголовное дело по статье "Мошенничество", по которой провинившимся грозил срок до пяти лет. Две клиентки были готовы выступить на суде в качестве свидетелей. Если бы суд признал беременную сотрудницу виновной, компания законно уволила бы и ее. Но Аверина никак не могла решиться на активные действия.
Час суда
"Я вела с собой внутренний диалог, советовалась с близкими людьми, они предлагали разные варианты решения проблемы: расстаться полюбовно, закрыть глаза на происшествие или строго наказать виновниц",— вспоминает Аверина. Но Татьяну ни один из них не устраивал. С одной стороны, Татьяна сама является мамой, и у нее не было желания заводить уголовное дело на беременную женщину. К тому же суд — дело долгое, а предпринимательница хотела как можно быстрее избавиться от мошенниц.
В итоге она отказалась от уголовного преследования сотрудниц и уволила обеих по статье "Утрата доверия со стороны работодателя". Юристы отговаривали ее от увольнения беременной, но Татьяна стояла на своем.
Она даже не стала обсуждать с беременной женщиной возможность расставания по соглашению сторон. Для Татьяны этот вариант был неприемлем: он означал бы, что виновница осталась безнаказанной. "Да и что бы я могла услышать, встретившись с сотрудницей? Почему она стала воровать? Так можно найти оправдание любому поступку. У меня на руках были доказательства ее вины, и их было достаточно, чтобы принять решение об увольнении",— рассуждает Татьяна.
Аверина отдавала себе отчет, что сотрудница может оспорить свое увольнение и выиграть дело в суде. И тем не менее пошла на этот шаг, надеясь, что у виновной проснется совесть. Но надежды не оправдались.
Закон или порядок?
Беременная сотрудница обратилась в суд и потребовала от бывшего работодателя восстановить ее в должности, а также выплатить ей компенсацию морального вреда в размере 330 тыс. руб. В конце прошлого года суд обязал компанию взять женщину обратно на работу, выплатить ей зарплату за время вынужденного прогула, декретные, а также возместить расходы на адвоката. В компенсации морального вреда суд отказал.
"В начале слушания судья предложил нам заключить мировое соглашение. Но если бы я согласилась, то пошла бы на сделку с совестью,— говорит Татьяна.— Даже бывшие сотрудники поддержали меня, пришли в суд бескорыстно, желая отстоять честь компании и надеясь, что судья примет справедливое, по их мнению, решение".
Сейчас проворовавшаяся сотрудница "Облака Studio" находится в декретном отпуске, но имеет право в любой момент вернуться на работу. Татьяна надеется, что подчиненная этого не сделает, в противном случае Авериной придется снова решать, как с ней расстаться. А это будет нелегко: женщину, воспитывающую ребенка до трех лет, уволить сложнее, чем обычного сотрудника. "Я как владелец компании имею право выбирать, с кем мне работать,— говорит Татьяна.— Но думаю, что девушка вряд ли вернется к нам, иначе ей придется смотреть в глаза коллегам, которых она обманывала".
Сейчас Аверина размышляет о том, что отчасти она сама ответственна за мошенничество в компании: не наладила четкую систему учета наличности, слишком доверяла директорам салонов, когда нужно было подумать о дополнительных точках контроля в системе управления. Возможно, не проявила гибкости и не убедила провинившуюся уйти добровольно. Но по-прежнему считает, хотя и заплатила за свою позицию рублем, что плохие поступки спускать с рук нельзя никому.