В Сеть за молоком
Экспертиза
Борис Овчинников, сооснователь исследовательского агентства Data Insight
В России нет единого рынка электронной торговли. Понятно почему: у нас большие расстояния, малая плотность населения, проблемы с инфраструктурой. Граница проходит между Москвой, Петербургом (для жителей этих городов онлайн-покупка стала уже чем-то обыденным) и всей остальной Россией. Разделение во многом обусловлено проблемой с доставкой заказа. По-прежнему, если товар надо отправить в удаленную точку страны, "Почта России" оказывается единственным вариантом, тогда как в больших городах есть множество способов доставки. И неудивительно, что треть российских онлайн-покупателей — из московского региона.
Другая особенность отечественного рынка интернет-торговли — привычка россиян платить за интернет-покупки наличными при получении заказа. А для американского и европейского рынка онлайн-торговли стандартом является как раз предоплата. Это удобно для продавцов: человек, заранее оплативший покупку, вряд ли забудет о ней, откажется от нее. Однако и российского интернет-покупателя тоже можно понять: спокойнее, когда получил заказ, убедился, что все в порядке, а потом отдал деньги.
Характерные для онлайн-продаж товары — гаджеты, брендовую одежду, предметы интерьера — активнее приобретают люди более состоятельные. Интересно, что виртуальная торговля в России зависит от изменения курса валют даже больше, чем другие рынки. Основной ассортимент интернет-магазинов — это импорт, цена на который привязана к доллару или евро, тогда как покупатели имеют доходы в рублях. Поэтому удешевление рубля серьезно сказывается на динамике рынка интернет-торговли, как это, кстати, случилось в первом квартале текущего года.
В целом же развитие электронной торговли в нашей стране идет по накатанной, без каких-то скачков. Растет число интернет-магазинов, покупателей, развивается система доставки. Чтобы у нас начался новый бум интернет-торговли, нужны масштабные новации, причем, заметные для покупателей. Например, активизация сегмента онлайн-продаж продуктов питания. Это сектор, где есть достаточно существенный спрос и практически нет адекватных предложений. Другой пример - прорывные решения по поиску, выбору, виртуальной примерке товаров. Развитие этих направлений может заметно изменить предпочтения россиян в пользу онлайн-торговли.