Вячеслав Шпорт рассчитывает на небо
Либерализацией авиаперевозок власти хотят обеспечить приток инвестиций
Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт поддержал идею придания статуса «открытого неба» аэропорту Хабаровска, которую лоббирует в Минтрансе УК «КОМАКС», управляющая активами аэропорта. Компания надеется, что это позволит увеличить турпоток и привлечь иностранные авиакомпании. Эксперты считают, что более существенный эффект даст не «открытие» хабаровского неба, а модернизация аэропортовой инфраструктуры и снижение стоимости топлива.
Стимулирование въездного туризма и иных форм приграничного взаимодействия поможет привлечению инвестиций в Хабаровский край, заявил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт на правительственном совещании по развитию сотрудничества с АТР. Мероприятие состоялось в понедельник, на нем премьер-министр Дмитрий Медведев, в частности, попросил глав дальневосточных регионов не забывать о такой сфере сотрудничества как туризм. «Туристическая отрасль нашего края поступательно набирает обороты. Однако въездной поток по-прежнему невелик. Для его стимулирования необходимо решить вопрос упрощения визовых процедур для стран АТР, а также расширить маршрутную сеть авиарейсов Хабаровского аэропорта, включая введение режима „открытое небо“», — отметил Вячеслав Шпорт по итогам совещания.
При введении «открытого неба» любая авиакомпания может в заявочном порядке оповещать руководство аэропорта о желании использовать его в качестве базы для своих рейсов, и администрация обязана согласовать заявку. Хабаровск вошел в предварительный список аэропортов, подготовленных Минтрансом, в отношении которых может быть значительно либерализирован как режим воздушного пространства, так и визовый режим для прибывающих не более чем на 72 часа иностранцев. Пока решение о придании аэропорту Хабаровска этого статуса не принято.
Вице-президент по стратегии и развитию ООО «УК КОМАКС» (управляет активами ОАО «Хабаровский аэропорт». — „Ъ“) Татьяна Семенова заявила „Ъ“, что проблема с малочисленностью и дороговизной международных рейсов будет решена, если аэропорт получит статус «открытого неба», как в свое время Владивосток. «Тогда в регион придут иностранные перевозчики с конкурентными ценами, и российским авиакомпаниям придется потесниться или тоже снижать цену на билет», — считает она. По ее словам, УК «КОМАКС» активно прорабатывает в Минтрансе вопрос об «открытии» аэропорта. Готовится и проект реконструкции аэропорта с превращением его в международный терминал.
За первые два месяца 2014 года общий пассажиропоток аэропорта Хабаровск вырос на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил 277 тыс. человек. В летнем расписании международные перевозки из Хабаровска выполняет только одна зарубежная авиакомпания — в Сеул летают воздушные суда Asiana Airlines. Кроме того, регулярные рейсы в Корею выполняют «Аврора», в Японию — S7, в КНР — S7 и «Аврора», в Таиланд — «Трансаэро». Для сравнения, по итогам первого квартала 2014 года пассажиропоток аэропорта Владивостока вырос на 2%, составив 397 тыс. человек. Годом ранее рост составлял 16%. Как пояснили „Ъ“ в пресс-службе ОАО «Международный аэропорт Владивосток», наиболее активны в регулярных международных авиаперевозках авиакомпании Korean Air, Asiana Airlines, а также российские S7 Airlines, «Аврора». По итогам первого квартала 2014 существенные доли в пассажиропотоке аэропорта Владивосток имеют «Аврора», «Аэрофлот», S7 Airlines, «Трансаэро», Korean Air.
Старший аналитик «Инветскафе» Андрей Шенк считает, что ключевым параметром в ценообразовании является стоимость топлива, а также стоимость аэропортовой инфраструктуры. «Я думаю, что снижения затрат на этих направлениях можно добиться только развитием конкуренции на этих рынках», — говорит он. По словам эксперта, существенного эффекта «открытое небо» для Хабаровского аэропорта не даст, при этом может оттянуть пассажиропоток из Владивостока. «Основной плюс „открытого неба“ во Владивостоке был в том, что отечественные компании получили возможность летать в страны, которые приняли участие в данной программе», — напоминает аналитик.