"Украине придется вступить в переговорные отношения с "Газпромом"

"Газпром" выставил "Нафтогазу Украины" предварительный счет за июнь в размере более $1,5 млрд. Об этом сообщил официальный представитель российского концерна Сергей Куприянов. Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин ответил на вопросы ведущего Бориса Блохина.

Фото: Владислав Содель, Коммерсантъ

"Газпром" выставил "Нафтогазу Украины" предварительный счет за июнь в размере более $1,5 млрд. Об этом сообщил официальный представитель российского концерна Сергей Куприянов. Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин ответил на вопросы ведущего Бориса Блохина.

По словам Сергея Куприянова, "Газпром" уже уведомил украинскую компанию о переходе на авансовую оплату поставок газа в соответствии с контрактом от 2009 года. Средства на счета российской компании должны быть переведены до 2 июня. С 3 июня Украина будет получать газ только в оплаченных объемах. Как заявил Куприянов, сумма долга на данный момент составляет $3,5 млрд.

— Как вы считаете, каковы будут действия "Нафтогаза", сможет ли он в крайнем случае обойтись без российского газа?

— Нет, без российского газа "Нафтагаз" обойтись не может, и он это доказывает год за годом, тщательно отбирая газ у европейских поставок. Вообще, украинское руководство, специально, как оно считает, похоже на человека, который долго доказывает остальным пассажирам самолета, что может выпрыгнуть из него, не имея парашюта, и когда наконец все соглашаются, хорошо, приходится прыгать. Киевские власти сейчас попали в ситуацию такого человека, и, по сути, прыжок совершен, теперь они находятся в состоянии подвешенном, и приземление не очень будет приятным, я думаю.

— У "Нафтагаза" все-таки есть средства, чтобы оплатить газ?

— У "Нафтогаза" есть средства, которыми он располагает. Кредит, я имею в виду, Международного валютного фонда, который частично может покрыть эти расходы, но, конечно, не укладывается в те отношения, которые сейчас наступили между Россией и Украиной в газовом вопросе. Вообще, газовый вопрос, похоже, нас очень портит, я имею в виду Украину и Россию, это тот принципиальный вопрос, по которому мы никак не можем сойтись, и наши газовые вопросы перманентно превращаются в газовые войны.

— Я так понимаю, что возможно предположить, что эти средства, которые Украина получила от МВФ, они не пойдут на оплату газа, пойдут на что-то другое, и каким-то образом будет еще вот вся эта подвешенная ситуация сохраняться?

— Киев действительно сначала сказал, что мы готовы оплачивать по минимальным расценкам газ, когда был предъявлен договор, по которому они должны оплачивать, Киев решил не платить вообще. Но последствия наступили довольно быстро в виде такого решительного заключения премьера, который поручил Миллеру, как известно, колонку, что называется, перекрутить.

— Если говорить об этой не новой, а хорошо забытой старой предоплатной системе, есть ли какие-то опасные для Москвы моменты в этом?

— Нет, опасных нет, потому что в случае если Украина решит все-таки не платить на самом деле, то ее заставит Арбитраж это сделать. И украинская сторона прекрасно это понимает, сознательно остро политизируя вопрос.

— На ваш взгляд, как дальше будет развиваться ситуация?

— Я думаю, что Украине придется все-таки вступить в переговорные отношения с "Газпромом" и с российской стороной, но для этого им надо стремительно легитимизироваться. А с этим, как известно, большие проблемы. Грядущие выборы 25 мая в нынешней обстановке, мягко говоря, выглядят не вполне адекватно, неуместно, поэтому времени у Украины нет, а потребности в газе будут расти со временем, в российском газе.

Вся лента