Прокуратура собирает агентурные данные
Российские НКО вновь подверглись проверке
В России начинается вторая волна проверок некоммерческих организаций (НКО) на предмет выявления среди них иностранных агентов. Первая массовая ревизия проводилась год назад, и с тех пор в реестре иностранных агентов числится лишь одна организация, записавшаяся туда добровольно. Как выяснил "Ъ", ревизоры вновь наведались как минимум в шесть организаций в трех регионах, заявив, что в их работе имеются признаки политической деятельности.
Проверки коснулись шести правозащитных организаций, базирующихся в Татарстане, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. В Санкт-Петербурге прокуроры пришли в филиал организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга", Институт развития прессы. Кроме того, в апреле сотрудников организации "Немецко-русский обмен" (НКО занимается обменом инновационными идеями между социально-ответственным бизнесом и государственным сектором России и Европы) вызывали на беседу в центр по противодействию экстремизму. Как рассказали "Ъ" представители этих организаций, прокуроры приходили без предупреждения и вручали уведомление о начале масштабной проверки на соответствие деятельности НКО закону. В запросах (имеются в распоряжении "Ъ") представители надзорного ведомства требуют предоставить информацию о последних изменениях в уставе организации, источниках финансирования, а также мероприятиях, проведенных ее сотрудниками с 2012 по 2014 год. "Мне прокуроры в открытую сказали, что обратили внимание на нас после статьи, которую мы разместили на своем сайте. В ней критиковалась позиция России по крымскому вопросу",— заявила "Ъ" глава "Солдатских матерей Санкт-Петербурга" Элла Полякова.
Аналогичный повод для визита прокуроры назвали сотрудникам организации "Агора" в Татарстане и нижегородской НКО "Комитет против пыток". Например, в уведомлении, поступившем в "Агору", говорится, что прокуроры заинтересовались интервью изданию "Бизнес-онлайн", которое руководитель организации Павел Чиков дал в 2013 году. По мнению представителей прокуратуры, в тексте "изложены сведения, которые могут свидетельствовать об участии организации в политической деятельности на территории РФ".
Все перечисленные организации уже предоставляли прокурорам подробные сведения о своей деятельности в 2013 году. Напомним, после принятия летом 2012 года закона об НКО, который обязывает любую организацию с иностранным финансированием, чья деятельность признана политической, регистрироваться в качестве иностранного агента в Минюсте, в феврале 2013 года Генпрокуратура начала массовую проверку общественных организаций. По ее итогам Минюст ликвидировал ассоциацию "Голос", занимавшуюся мониторингом нарушений на выборах. По данным надзорного ведомства, в РФ было выявлено более 200 НКО, подпадающих под категорию "иностранный агент", иски более чем к 20 из них рассматриваются в российских судах. В реестр иностранных агентов была включена лишь одна организация — "Содействие развитию конкуренции в странах СНГ". При этом из-за отсутствия точных формулировок понятия "политическая деятельность" в ряде регионов прокуроры требовали признать иностранными агентами НКО, занимающиеся правами военнослужащих, и экологические движения (см. "Ъ" от 18 апреля 2013 года). В апреле этого года Конституционный суд, куда обратились правозащитники, признал закон об НКО соответствующим Конституции, но разъяснил, что критику властей не стоит рассматривать как основной повод для включения организации в реестр иностранных агентов.
По мнению правозащитников, визиты прокуроров свидетельствуют о начале второй волны массовых проверок НКО. "Думаю, прокуратура решила взять реванш, так как первые проверки особых результатов не принесли",— считает глава "Агоры" Павел Чиков. Он также связывает ревизию с рассмотрением законопроекта, в апреле внесенного в Госдуму депутатом от ЛДПР Андреем Луговым. Он предлагает ввести принудительный порядок включения НКО в реестр иностранных агентов. "Этот закон будет рассматриваться в парламенте в пятницу, поэтому не исключено, что к его принятию прокуроры готовят список НКО, которые должны оказаться в реестре в первую очередь",— заявил господин Чиков.
В региональных прокуратурах, куда "Ъ" обратился за разъяснениями, комментировать ситуацию отказались. "Все, что касается НКО,— только по письменному запросу",— заявили в прокуратуре Санкт-Петербурга. На официальный запрос в надзорном ведомстве, впрочем, вчера не ответили.