Энергетика в новом свете
Доля инновационных продуктов на российском энергетическом рынке невелика, а их стоимость зачастую намного выше в сравнении с традиционным оборудованием и материалами. Более того, препятствием к внедрению серьезных нововведений прежде всего является несовершенство законодательной базы.
Екатерина Шишко, аналитик "Инвесткафе", констатировала, что в целом в России, особенно по сравнению с западными странами, интенсивность использования инноваций в энергетике находится на невысоком уровне. Особенно ярко, по ее словам, тенденция отставания проявилась после реформы сектора и кризисного 2008 года. "По этому аспекту можно сказать, что Петербург и Ленинградская область находятся на среднероссийском уровне. Что касается восприимчивости энергетической отрасли к инновациям, то в России она довольно низкая. Препятствием к внедрению серьезных нововведений прежде всего является несовершенство нужной законодательной базы. К тому же приоритетным направлением компаний пока является модернизация существующих основных фондов, а не инновационная деятельность: частных инвесторов, готовых вкладывать значительные средства в российскую электроэнергетику, пока нет", — высказала свою точку зрения эксперт.
Дорогие инновации
Инновации в энергетической сфере представляют собой не только новые технические, но еще и организационные решения, свежие методические подходы. По сути, это все то, что ранее не применялось в плане идей, научно-технических разработок. "Для нашей компании в первую очередь речь идет о НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. — BG), в рамках которых по нашему заказу профильные организации и научно-исследовательские институты разрабатывают, а производственные компании создают различные образцы оборудования, техники, — рассказывает Нияз Магдеев, заместитель главного инженера по техническому развитию и инновациям ОАО "Ленэнерго". — Кроме того, НИИ создают нам концепции, стандарты, методики — для нас это все инновации. Также к ним относится использование нового оборудования, существующего на рынке, но не применявшегося ранее в сетях России".
Екатерина Шишко отметила, что в электроэнергетике под инновациями понимается использование, например, технологии Smartgrid, применяющейся к сетевой инфраструктуре и позволяющей автоматически перераспределять нагрузку и сети. В генерации инновационными считаются альтернативные источники энергии — использование биотоплива, малые ГЭС, ветрогенерирующие установки, солнечные панели.
Андрей Липатов, генеральный директор холдинга "Теплоком", руководитель секции "Финансирование в энергосбережении" консультативного совета при Комитете по энергетике Госдумы РФ, уверен, что энергетика должна стремиться к инновациям не ради инноваций, а ради того, чтобы сделать ресурс недорогим и доступным: "Просто кого-то удивлять сегодня в российской энергетике бессмысленно".
"В прошлом году рынок энергосбережения России был оценен с учетом строительных работ в сумму примерно 28 трлн рублей. Это емкость рынка, необходимость в средствах. Цель — эту необходимость "закрыть" гораздо дешевле, в том числе и благодаря новым технологиям", — считает он.
Однако, по мнению господина Липатова, сегодня нужны не столько инновации в производстве и продукте, сколько в организации и управлении. "Энергетическое планирование государства должно быть частью экономической стратегии и обязательно сочетаться со стратегией развития производства. Должен быть орган, который собирает информацию о планах энергетической модернизации всех предприятий и компаний, а они, в свою очередь, должны получать обратную связь. Если вы пытаетесь развернуть какое-нибудь производство, вы должны понимать, что легко получите необходимые ресурсы: воду, электричество, газ. Причем это не должно быть для вас платным", — прокомментировал господин Липатов.
Нияз Магдеев пояснил, что инновационное оборудование и материалы, как правило, имеют высокую стоимость по сравнению с "обычными" или кажутся слишком дорогими. Более того, потенциальные потребители (например, электросетевые компании) обладают недостаточной информацией об инновационных продуктах и реальных преимуществах их применения, не имеют опыта эксплуатации. Ряд инновационных продуктов сочетают в себе функционал нескольких "обычных" продуктов, и оценить их преимущества на первый взгляд достаточно сложно.
Екатерина Шишко также подтвердила, что капитальные затраты на строительство альтернативных источников энергии зависят от различных факторов, однако, как правило, на возведение 1 кВт солнечной электростанции инвестор затратит 113-115 тыс. рублей. Стоимость строительства парогазовой установки (на ТЭС) составляет $1-2 тыс. за 1 кВт, пылеугольного блока — более $2 тыс. за 1 кВт. При этом важным преимуществом альтернативных источников энергии является то, что они более экологичны, чем традиционные, к тому же для них не требуется использование невозобновляемого топлива.
Андрей Липатов отметил, что стоимость альтернативной энергии формируется не столько производством элементов, сколько их обслуживанием. "И когда стали считать в наших сегодняшних условиях альтернативную энергетику, оказалось, что ее стоимость дороже, чем у традиционного электричества. И дешевая лишь та, что может быть использована не на производстве, а на мелких процессах, таких как освещение, светофоры, кондиционирование", — констатировал он.
"Инновации, в будущее которых я верю, — это беспроводная передача электроэнергии. Кстати, это решит проблему и с подключением. В это инновационное направление должны инвестировать ресурсоснабжающие организации, потому что сегодня именно у них огромные издержки на содержание сетей, на ремонт в случае аварий. А при беспроводной технологии ситуация обрыва проводов нивелируется: при восстановлении энергоснабжения регионов после аварий не нужно будет тянуть провода: просто поставил вышки с принимающими и передающими устройствами — и электричество появилось на следующий день. Таким образом, решается глобальная проблема, но... рушится целый бизнес: производителей сетей, оборудования, сервиса. Я считаю, что мы должны идти на эти жертвы", — заключил господин Липатов.
Сетевые новинки
Нияз Магдеев рассказал, что вектор на применение инновационных технологий в электросетевом комплексе определен Энергетической стратегией России до 2030 года и Стратегией развития электросетевого комплекса РФ.
Сегодня общими проблемами производственного характера являются существенные потери в распределительных сетях (8,26% в ОАО "Россети" против 7,5% в зарубежных компаниях) и магистральных сетях (4,28% против 3,5% соответственно). А также высокая доля устаревшего оборудования.
"Единая техническая политика ОАО "Россети" в электросетевом комплексе направлена на применение инновационного оборудования на подстанциях и линиях электропередачи и на создание нового оборудования. Барьером, сдерживающим применение инноваций в электроэнергетике, является недостаточное развитие научно-технологической инфраструктуры для исследований и разработок, отставание по ряду направлений от зарубежных компаний, применение традиционных методов экономической оценки инвестиционных проектов", — пояснил господин Магдеев.
Что касается применения инновационных технологий на объектах ОАО "Ленэнерго", то, по его словам, компания стремится к переходу к электрической сети нового технологического уклада с качественно новыми характеристиками надежности, эффективности, доступности, управляемости и ориентированности на клиента.
"Например, мы сейчас работаем над внедрением системы мониторинга погодных условий — специальных датчиков, которые устанавливаются в зоне деятельности сетевой компании и позволяют прогнозировать наступление неблагоприятных для нашего оборудования явлений — ледяного дождя, сильного ветра, снегопада. Эта система уже внедрена в одной из энергосистем страны, хорошо себя показала, поэтому было принято решение о ее внедрении на "Ленэнерго"", — прокомментировал Нияз Магдеев.
Кроме этого, по его словам, в 2013 году компания "Ленэнерго" впервые в России ОАО в условиях мегаполиса начала применять инновационный способ заземления нейтрали трансформатора через резистор или так называемое "резистивное заземление нейтрали". "Реализация этого проекта уже сегодня позволила повысить надежность эксплуатации сетей, сократить количество технологических нарушений, в частности, повреждений кабельных линий. В прошлом году этот проект стал лауреатом конкурса "Сделано в Петербурге" в номинации "Лучший инновационный проект"", — подтвердил Нияз Магдеев.
"Что мы называем инновацией в теплоэнергетике? — рассуждает Андрей Липатов. — Нет задачи кого-то удивить, хорошо бы просто ее восстановить. Нам бы сейчас от болезней вылечиться, а потом уже ноу-хау внедрять. Сегодня это решается по нескольким направлениям. Первое — это модернизация сетей, замена труб на новые. Второе — это модернизация котельных: строительство полностью автоматизированных котельных, с автоматизированной системой диагностики и удаленным управлением. Третье — это качество топлива, которое используется на котельных. От этого во многом зависит КПД самого котельного оборудования. Следующий этап — организация систем диспетчеризации, учета. Это будет большой прорыв для нашей теплоэнергетической системы".
В то же время Петр Гуменюк, директор филиала Северо-Западная ТЭЦ ОАО "Интер РАО — Электрогенерация", рассказал, что когда в 2000 году была введена в эксплуатацию Северо-Западная ТЭЦ, это был абсолютно инновационный проект, который готовился не один год. "Наша станция стала первой в России электростанцией с парогазовый циклом. За время эксплуатации она показала себя как высокоэкономичное и экологичное производство, теперь наш опыт строительства и эксплуатации используют коллеги с других тепловых электростанций", — добавил он.
Светодиодное преимущество
Инновационным в плане освещения является использование светодиодов. Алексей Мохнаткин, генеральный директор ЗАО "Светлана-Оптоэлектроника" (входит в ОАО "ИНТЕР РАО Светодиодные системы"), отметил: "Более десяти электростанций группы "Интер РАО" оборудованы светодиодными светильниками, что позволило сократить потребление электроэнергии для собственных нужд в части освещения в четыре раза. На разных станциях экономия электроэнергии составляет 10-15 процентов. Таким образом, механизм окупаемости этих инвестиций состоит не только в их возврате, но и в сокращении расходов на обслуживание".
По его словам, светодиоды по праву считаются самыми перспективными источниками света. Они обладают важными преимуществами по сравнению с традиционными светотехническими приборами: высоким уровнем энергоэффективности (экономичнее ламп накаливания в 8-10 раз, люминесцентных — в 2-4 раза) и экологических параметров, гарантированной надежностью, долгим сроком службы. Кроме этого, у светодиодов высокая устойчивость к механическим нагрузкам, способность работать в широком диапазоне температур, хорошая совместимость с сенсорными и микропроцессорными системами управления.
Михаил Курицын, заместитель директора по перспективному развитию СПб ГУП "Ленсвет", констатировал, что инновационные технологии и новые решения в светотехнике диктуют определенные правила игры на рынке осветительного оборудования. Он отметил, что с каждым годом появляется все больше вариантов для экономного и эффективного использования электроэнергии.
"Диапазон стоимости светодиодных светильников, зависящей от их мощности, компонентов и конструктивных особенностей, огромен. Однако мы видим четкую тенденцию к снижению цен. Если еще три года назад светодиодный светильник обходился в сумму от 20 тыс. рублей, сегодня на замену самых простых натриевых ламп мощностью 70 Вт можно подобрать светильник стоимостью 8-12 тыс. рублей, это в два-три раза выше цены натриевых светильников. Полноценную замену более мощным лампам, например 250 Вт, найти сложнее: разница в стоимости источников света значительнее, а экономия мощности составляет всего 20-25 процентов. В любом случае мы ориентируемся на срок окупаемости 6-7 лет. А с учетом того, что срок службы светодиодов, по заявлениям производителей, составляет 50 тыс. часов (это 12 лет), мы понимаем, что инвестиции в это оборудование себя оправдают", — прокомментировал господин Курицын.
Он отметил, что сегодня в Петербурге светодиодное освещение установлено уже по 30 адресам. До конца года современные светильники появятся еще на 30 объектах: в садах, парках и внутри кварталов. В 2014 году запланирована замена существующих светильников на светодиодные на 35 улицах с низкой интенсивностью движения. Проектируется освещение с применением светодиодного оборудования в кварталах и скверах в количестве 9 тыс. светильников.
"В перспективе с 2015 до 2021 года, в рамках утвержденных долгосрочных программ, планируется установить более 110 тыс. светодиодных светильников, это составит примерно 50 процентов от общего количества существующих светильников с натриевыми лампами. На устанавливаемую СПб ГУП "Ленсвет" светодиодную продукцию действует пятилетняя гарантия, в течение которой производитель несет ответственность за работоспособность светильников. За четырехлетний период эксплуатации светодиодных светильников, установленных на сетях наружного освещения в Санкт-Петербурге, выявлено 0,2 процента неисправных светильников", — заключил Михаил Курицын.
Между тем Андрей Липатов уверен, что думать об инновациях нужно, инвестировать в них нужно, но говорить о том, что это суперпрорывные технологии и то, что они легко реализуются на нашем рынке, нельзя. "Новые технологии рушат устоявшийся бизнес. И встречают сопротивление. Не всем выгодны такие прорывы, инновации, которые облегчают жизнь. Вспомним историю двигателя внутреннего сгорания на рапсовом масле. Или вечную лампочку, патент на которую выкупила и спрятала корпорация "Сименс". Мы либо согласимся с переходом на новые технологии, либо это будет происходить революционно: люди будут возмущаться, что их заставляют пользоваться дорогими ресурсами, социальная агрессия будет накапливаться, а затем выльется в форме социального взрыва", — заключил господин Липатов.