Малыми ресурсами
Для эффективного функционирования экономики любой страны необходимо оптимальное сочетание между крупным, средним и малым бизнесом. В России в отличие от большинства других стран имеется явный перекос в сторону крупного бизнеса. Как поддерживается малый и средний бизнес и что мешает ему развиваться, выясняла Юлия Чаюн.
Вклад малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП, по разным оценкам, составляет около 20%, в Европе данный показатель в среднем составляет 50%. Преимущества малого бизнеса — его быстрая адаптация к изменяющейся экономической среде и обеспечение более равномерного распределения рабочих мест. В связи с этим ключевой задачей сейчас является расширение вклада МСБ в экономику, что позволит не только диверсифицировать ее структуру, но и придать дополнительный импульс темпам роста ВВП. В текущих условия МСБ отводится центральная роль в обеспечении дальнейшего развития экономики РФ, это власти пытаются доказать путем активного внедрения новых механизмов поддержки МСБ и улучшения ситуации с доступом к фондированию.
В комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга сообщили, что поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в городе осуществляется в рамках реализации Программы развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы. Эта программа была утверждена постановлением правительства Петербурга от 17.08.2011 N 1186.
Елена Косякова, главный специалист отдела поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства управления развития предпринимательства комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, рассказала, что в рамках программы в 2014 году будут реализовываться семь специальных программ. "Это приобретение основных средств в лизинг, сертификация, субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих или реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса, субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов", — рассказывает госпожа Косякова.
Как пояснили BG в комитете, две программы поддержки в 2013 году являлись пилотными и реализовались впервые в Петербурге, они также продолжат свою реализацию в 2014 году. Речь идет о субсидировании затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на организацию или развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста, а также о субсидировании затрат индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По данным комитета, также субъекты МСБ могут принимать участие в ряде программ косвенной поддержки: "Технологические стажировки", "Выходим в регионы", "Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность", "Евро Инфо Корреспондентский центр Санкт-Петербург", "Бизнес-инкубатор", "Поддержка женского предпринимательства".
Денежный вопрос
В 2013 году субсидии субъектам МСБ были поделены следующим образом: приобретение основных средств в лизинг — 143,3 млн рублей; субсидирование платы за технологическое присоединение к электросетям — 1,33 млн рублей; сертификация — 1,8 млн рублей; субсидирование затрат субъектов МСБ, производящих или реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта — 302 тыс. рублей; гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса — 682 тыс. рублей; содействие повышению энергоэффективности производства субъектов МСБ — 1 млн рублей; субсидирование затрат субъектов МСБ, осуществляющих деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов — 3 млн рублей.
На субсидирование затрат субъектов МСБ, связанных с допуском их ценных бумаг к торгам на фондовой бирже было потрачено 5 млн рублей, на субсидирование затрат индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми — 500 тыс. рублей. На субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на организацию и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста" было направлено 400 тыс. рублей. Всего в течение года было выдано субсидий на общую сумму 157,2 млн рублей, в том числе из средств федерального бюджета — 50 млн рублей; 121 субъект МСБ стал получателем поддержки.
Стоит отметить, что совокупный оборот субъектов малого предпринимательства в Петербурге составляет около 1,5 трлн рублей. Наибольшая доля оборота малых предприятий традиционно приходится на сектор торговли — 58%. На обрабатывающие производства приходится 10% совокупного оборота малых предприятий.
Оборот средних предприятий составляет около 191 млрд рублей. На производственный сектор, где работает 180 средних предприятий, приходится 30% совокупного оборота, однако данный сектор уступает торговому, где насчитывается 125 организаций и на который приходится 40% совокупного оборота средних предприятий. Общий оборот субъектов МСБ составляет 25% от общего оборота всех организаций Санкт-Петербурга.
В настоящее время в Санкт-Петербурге зарегистрировано примерно 368,9 тыс. субъектов МСБ. Наибольшую часть малых и микропредприятий составляют торговые компании (43,4% от общего числа субъектов МСП), второе место занимают организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом (21% компаний), на строительство приходится 10,7% организаций, транспорт и связь — 8%, производственные компании — 8,5%. Наибольшая группа средних предприятий (33%) осуществляет свою деятельность в сфере производства.
По словам госпожи Косяковой, Петербург занимает лидирующие позиции по основным показателям развития малого и среднего предпринимательства. "Первое место по количеству малых предприятий на 1 тыс. жителей, если быть точным — 42 субъекта малого бизнеса. Второе место по доле занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых (30,7 процента). Второе место по доле оборота малых предприятий на душу населения от среднего по РФ (166,2 процента)", — заключает она.
Федеральные шаги
В целях увеличения доли МСБ в структуре российской экономки в 2014 году планируется создание и внедрение новых инструментов господдержки, которые позволят повысить доступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса. Это и возможность долгосрочного кредитования субъектов МСП с использованием средств Фонда национального благосостояния, и создание национальной системы гарантийных организаций с единым координирующим центром — Агентством кредитных гарантий, позволяющим предоставлять обеспечение в виде гарантий и контргарантий в случаях нехватки ликвидного обеспечения при банковском кредитовании субъектов МСБ. 60% банкиров, опрошенных "Эксперт РА" в рамках исследования по кредитованию малого и среднего бизнеса по итогам 2013 года, полагают, что Агентство кредитных гарантий будет наиболее эффективным среди заявленных госмер по поддержке рынка кредитования МСБ.
Кроме того, в 2014 году ассоциацией "Россия" совместно с МСП-банком планируется разработка стандартов кредитования малого бизнеса, которая позволит формировать пулы кредитов для секьюритизации и расширять возможности фондирования банков. Закон о секьюритизации создал необходимую основу, а принятие стандартов позволит банкам формировать активы с уровнем качества, позволяющим получать, в том числе, рефинансирование Банка России.
Жажда налоговых послаблений
По словам госпожи Косяковой, основными препятствиями для развития МСБ считаются общий спад спроса в отрасли, низкая квалификация персонала, низкая доступность финансовых ресурсов, офисных, производственных, складских и торговых помещений, неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура.
Коммерческий директор компании "Офис-М" Евгений Васильев считает, что одним из приоритетных направлений в поддержке малого бизнеса должно стать создание инфраструктуры для его развития. "В России практически нет популярных на Западе коворкинг-центров и виртуальных офисов, а именно содержание офиса является одной из основных статей расхода для малого бизнеса. И именно это является основным порогом отсечения, не дающим многим так называемым фрилансерам стать полноправными предпринимателями. По своим клиентам мы видим, насколько необходимо данное направление, и оно может и должно быть поддержано государством. Это даже важнее, чем налоговые льготы на данный момент. Уже есть управляющие компании, которые самостоятельно работают в данном направлении, но у нас нет никакой поддержки государства, а мы могли бы обслуживать подобные проекты и создавать целые кластеры для малого бизнеса в России".
По словам Александра Сараева, ведущего аналитика по банковским рейтингам "Эксперт РА", позитивное влияние на развитие малого и среднего бизнеса в России может оказать введение налоговых каникул для впервые зарегистрированных предприятий. "Освобождение предпринимателей на год или два от уплаты всех налогов и обязательных страховых взносов позволит повысить предпринимательскую активность населения, а главное — снизить желание новых предпринимателей идти в "серую" зону. Кроме того, важно наконец-то реализовать идею по введению специального налогового режима для самозанятых граждан. Это должна быть самая простая форма осуществления предпринимательской деятельности, исключающая необходимость ведения бухгалтерии, книги доходов и расходов, соблюдения требований к кассовым аппаратам и помещениям. Данный налоговый режим будет удобен для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность временно или нерегулярно, а также для совмещающих предпринимательскую деятельность со своей основной работой", — говорит он.
Стоит отметить, что по действующему законодательству, налог, взимаемый в связи с применением УСН, зачисляется в бюджет субъекта РФ по нормативу 100%. Эксперты полагают, что полная передача соответствующих доходов на муниципальный уровень позволит наладить более тесный контакт местных властей с бизнесом, создаст взаимную заинтересованность и обеспечит большую самостоятельность муниципальных властей в вопросах поддержки и развития предпринимательства.
По мнению господин Сараева, несмотря на различные меры поддержки, государство часто непоследовательно в своих действиях, и бонусы, которые получает предприниматель от одной законодательной инициативы, бывают перекрыты дополнительными расходами на другие. "В частности, мы опасаемся, что поправки в Налоговый кодекс, содержащиеся в законопроекте N 419226-6, который в начале апреля 2014 года был подписан президентом, нанесут существенный удар по малому бизнесу. По данному законопроекту предполагается обязать предприятия на УСН платить налог на имущество организаций с кадастровой стоимости объектов недвижимости — офисов, ресторанов, парикмахерских, мастерских, магазинов. Подобная инициатива приведет к дополнительным расходам малого бизнеса примерно на 200 млрд рублей. По нашему прогнозу, нововведение вызовет уход бизнеса "в тень" либо приведет к росту конечных цен на товары и услуги для населения. До сих пор Налоговый кодекс полностью освобождал от уплаты этого налога тех, кто использовал упрощенную систему налогообложения", — подчеркивает он.
Тимур Нигматуллин, аналитик "Инвесткафе", солидарен с господином Сараевым: "На мой взгляд, основным местом приложения законодательных инициатив должно стать снижение фискальной нагрузки на малый бизнес. В отличие от крупного, малый и средний бизнес ограничен в своих возможностях по снижению издержек за счет экономии от масштабов деятельности, и его гораздо меньшие финансовые возможности ограничивают возможности по выходу на новые рынки. Помимо снижения фискальной нагрузки целесообразно использовать также госсубсидирование по процентным ставкам кредитов, аналогично механизму, используемому в компаниях сельскохозяйственной отрасли. При этом мне кажется, что малый и средний бизнес не могут быть драйверами роста экономики, поскольку, как я уже сказал выше, у данных компаний ограничены возможности по выходу на новые рынки и возможности экономии от масштаба. Тем не менее малый и средний бизнес очень важен для экономики страны, так как позволяет снижать безработицу и развивать свободные ниши на рынке товаров и услуг, неинтересные крупному бизнесу", — заключает господин Нигматуллин.
Банковский опыт
BG попросил крупнейший госбанк — Северо-западный банк Сбербанка РФ — рассказать о мерах поддержки МБС. В частности кредитный портфель малого бизнеса Северо-Западного Сбербанка на 1 апреля 2014 года составил 33,7 млрд рублей, из которых 7,3 млрд рублей приходится на беззалоговый кредит "Доверие". Выдачи этого кредита в первом квартале 2014 года увеличились по сравнению с соответствующим кварталом 2013 года на 18,5% и составили 1,5 млрд рублей.
Как пояснили в Сбербанке, кредитная организация ставит целью стать основным банком — партнером малого бизнеса в стране. Это задача стратегии банка до 2018 года. Сегодня на территории обслуживания Северо-Западного банка работает уже 30 специализированных Центров малого бизнеса, из которых 18 предоставляют услуги по консультированию, обучению, а также юридическую и бухгалтерскую помощь.
"Через два-три года через систему обучающих семинаров Сбербанка должно проходить не менее 100 тыс. человек ежегодно. Из них не менее 10 тыс. предпринимателей должны запустить свои стартапы со Сбербанком, в том числе 1 тыс. из них должна приходиться на Северо-Западный банк, в частности на Санкт-Петербург", — заявлял в марте вице-президент, начальник управления развития малого бизнеса Сбербанка России Андрей Шаров.
Как отметил заместитель председателя Северо-Западного банка Алексей Мельников, Северо-Западный банк уже накопил большой опыт взаимодействия с государственными фондами. В частности, в 2013 году под гарантии государственных фондов поручительства Северо-Западный Сбербанк выдал предпринимателям кредитов на 1,22 млрд рублей. В том числе, объем кредитования с поручительством фонда в Петербурге составил 688,8 млн рублей, в Ленинградской области — 190 млн рублей.