Промышленный креатив
Креативные пространства в формате лофтов приобретают популярность в Петербурге. Город располагает большим количеством остановленных заводов и фабрик, привлекательных для создания таких проектов. Впрочем, их экономический успех не вполне очевиден.
Младший аналитик "Инвесткафе" Роман Гринченко полагает, что огромное количество памятников позволяет жителям города, оглядываясь на историю, воплощать в жизнь новые творческие идеи. Впрочем, несмотря на то, что креативный кластер в Петербурге уже довольно насыщен, город сохраняет значительный потенциал для развития в этом направлении, полагает эксперт. "Такие проекты как, например, креативные пространства, требуют постоянного обновления и изменения для поддержания высокого уровня спроса. Впрочем, есть и проекты, которые имеют постоянный и стабильный спрос, сохраняя первоначальную концепцию", — говорит господин Гринченко.
О понятиях
Креативное пространство зачастую именуют лофтом, что, как правило, ассоциируется с чем-то нестандартным, оригинальным, рассчитанным на особую аудиторию, на людей творческих профессий. Генеральный директор Colliers International в Петербурге Андрей Косарев констатирует, что российские реалии пока еще далеки от того, чтобы эти элитарность и изысканность были востребованы в полной мере. По этой причине лофт-проекты в Петербурге можно пересчитать по пальцам. "У нас правит бал в первую очередь экономика проекта. Проекты переоборудования зданий в лофты непростые и затратные. Чаще значительно дешевле построить новые квадратные метры, чем реконструировать старые фабрики и заводы, а затем прокладывать новые коммуникации и инженерию", — говорит господин Косарев.
Вторая причина небольшого количества таких проектов кроется в самой их специфике. Лофты — это бывшие фабрики и заводы, подвергшиеся редевелопменту. "Мода на лофты потихоньку начинает набирать обороты в России — и в Петербурге в том числе. Возможно, если бы процесс редевелопмента промышленных территорий шел у нас быстрее и был бы более структурированным, таких проектов появилось бы гораздо больше. Теоретически создать лофты можно и на территории промышленных предприятий на Обводном канале, и на знаменитом острове Новая Голландия. В целом в Петербурге довольно много объектов, пригодных для лофтов. Но пока предпосылок, которые бы обеспечили реализацию таких проектов, не наблюдается", — рассуждает Андрей Косарев.
Креатив на фабриках
И все же примеров петербургских креативных пространств найдется немало. На месте бывшей фабрики "Скороход" было создано одноименное культурное пространство. Помещение площадью 700 кв. м было разделено стеклянной перегородкой на два зала. В первом разместилась театрально-зрелищная площадка для показа спектаклей, концертов, лекций, просмотра кино. Во втором — кафе органической пищи на 150 человек. Стеклянная "стена" между залами позволяет посетителям кафе наблюдать за репетициями в театральной зоне.
Креативную волну подхватило и петербургское предприятие "Сигнал", выпускающее изделия для телеграфной и телефонной связи. Предприятие решило оптимизировать свои мощности и освободить собственное здание площадью 13 тыс. кв. м на Васильевском острове, на проспекте КИМа, 6. Все производство теперь будет сосредоточено на основной площадке в Невском районе. Здание на проспекте КИМа отдано в аренду под создание креативного пространства "Контур". Один из руководителей проекта, Роман Красильников, рассказал, что арендованные площади будут сданы в субаренду различным компаниям под готовый бизнес и стартапы, связанные с интеллектуальной и творческой деятельностью. Первыми арендаторами станут театр, московский проект "Клаустрофобия", швейное ателье и мастерская деревообработки. Кроме того, часть здания будет приспособлена под жилой лофт, который должен объединить людей творческих профессий. По замыслу руководителей проекта, здесь будут жить, работать и обмениваться идеями музыканты, художники, писатели, городские активисты. Проекты такого формата пока не распространены в Петербурге и в России в целом, однако пользуются популярностью в европейских городах, отмечает господин Красильников. Первоначальные инвестиции в создание такого креативного пространства составили 10-12 млн рублей, которые создатели проекта рассчитывают окупить за год.
Классический лофт-проект Петербурга — это "Этажи", которые и по интерьеру, и по специфике своей деятельности соответствуют лофту, констатирует господин Косарев. С 2007 года центр занимает площадь бывшего хлебозавода на Лиговском проспекте, 74. На сегодня на территории 3 тыс. кв. м находятся две галереи современного искусства, четыре выставочных пространства, кафе и хостел.
"Вторым претендентом на классический лофт является БЦ "Ткачи", который тоже позиционируется как арт-пространство, и его круг арендаторов — это творческие коллективы. Успешен ли этот проект — вопрос спорный. На наш взгляд, для сегодняшних реалий рынка такая концепция — достаточно смелое решение", — отмечает господин Косарев.
Успешным лофт-проектом эксперты называют БЦ "Фидель", хотя элемент лофта присутствует только в декоре. В остальном это обычный бизнес-центр, успех которого обусловлен хорошим местоположением, говорит господин Косарев.
"Слово "лофт" хорошо идет при продвижении проекта, а на практике девелоперы не любят такие проекты, где нужно много сохранять. Кроме того, в Европе этот формат более распространен, так как инвестиции в реконструкцию старого, заброшенного промышленного здания будут минимальны. Государство в европейских странах передает инвестору такие объекты за символическую цену. В России это невозможно — даже за полуразрушенное здание на неблагоустроенной территории инвестиционные отчисления будут весьма ощутимыми. Яркий пример тому — "Новая Голландия", передача инвестору тянулась не один год", — говорит эксперт.
Андрей Косарев констатирует, что в целом стиль "лофт" — это модно, и такие объекты повышают статус города как столицы культурной жизни, в этом стиле оформлены многие кафе, рестораны и галереи, но масштабных лофт-проектов немного, и вряд ли в ближайшее время ситуация изменится.
Денежный вопрос
Роман Гринченко полагает, что если подходить к вопросу монетизации культурных и креативных проектов качественно и основательно, то они вполне могут быть окупаемыми и приносить прибыль. Более того, уровень рентабельности может быть выше, чем во многих других отраслях. "Некоторые креативные пространства базируются на территориях заброшенных заводов, складов и других сооружений, арендная ставка на которые является достаточно низкой. К тому же, затраты на рекламу таких предприятий также могут быть достаточно низкими за счет того, что данная сфера имеет высокий уровень социального взаимодействия между потребителями и хорошо работает "сарафанное радио". Эти факторы позволяют существенно снизить издержки, что может сочетаться с высокой стоимостью предоставляемых услуг. Например, аренда, услуги фотографа и другие", — рассуждает эксперт. Впрочем, точно подсчитать, насколько экономически выгодны такие проекты, как "Этажи", "Ткачи" и другие, невозможно, так как компании, занимающиеся организацией таких проектов, не раскрывают финансовую информацию, добавляет Роман Гринченко.
Управляющий директор Origin Capital Сергей Богданчиков уверен, что креативные пространства могут быть весьма рентабельными. "Главное в таких местах — атмосфера, которая создается за счет скопления в одном месте однородных по сферам занятости арендаторов. Причем эта атмосфера возникает без кардинальных изменений имеющихся зданий и территории. Обычно арендные ставки здесь высокие, но арендаторы готовы переплачивать за то, чтобы располагаться в раскрученном месте", — говорит господин Богданчиков. При этом, по его словам, создание лофтов в бывших промышленных предприятиях также востребовано. Во-первых, меньше требований по отделке имеющихся зданий, во-вторых, прилежащая территория и сами помещения могут приводиться в порядок постепенно. Таким образом, затраты на создание креативного пространства на месте промышленного предприятия намного ниже, чем при строительстве здесь бизнес-центра, констатирует собеседник издания.