"Годзилла не прощает торговым маркам использование ее образа в рекламе"
Гигантский ящер Годзилла выиграл 32 суда по защите собственного бренда. Правообладатель бренда — японская компания Toho — добился ликвидации торговых марок, эксплуатирующих образ вымышленного мутанта. Судебные разбирательства затронули рекламные ролики, видеоигры, детские игрушки и даже мешки для мусора. Подробности — у Светланы Беловой.
Гигантский ящер, созданный японскими кинопродюсерами, в этом году отмечает свой 60-летний юбилей. За это время о Годзилле сняли 28 фильмов, не считая сериалов и ремейков. Завоевывая кинотеатры, Годзилла уничтожала и любые несанкционированные упоминания о себе. Так, например, рэперу Фэроу Манчу пришлось смириться с изъятием из продажи своего альбома, где угадывалась музыкальная тема из японского фильма. С прилавков пропала игрушечная собачка по кличке Tuffzilla, компанию Honda засудили за несколько секунд видео про Годзиллу в салоне машины. Хотя, возможно это был совсем другой монстр. Имена, внешность и повадки спорных ящеров пришлось сличать в зале суда, пояснил директор юридического бюро "Знак защита" Роман Захаров.
"Есть критерии оценки, как считать сходное-несходное до степени смешения обозначений: там смотрится внешняя форма, очертания, цветовая гамма, смысловое содержание обозначений и ряд других критериев. При совпадении значительной части этих критериев обозначения Годзиллы могут быть признаны сходными", — рассказал Захаров.
Единственный спор, который правообладатель бренда Годзилла проиграл, — дело о мешках для мусора под названием Bagzilla. Но это было больше 30 лет назад. В России популярные персонажи выходить с киноэкранов в реальную жизнь не рискуют. Есть лишь единичные случаи использования кинообразов в несвязанных товарах. Например, фильм Тимура Бекмамбетова "Ночной дозор" навеял сюжет для ролика об антипохмельной микстуре, напомнила совладелец креативного агентства TWIGA Communications Карина Оганджанян.
"У нас был такой текст, написанный относительно сил зла, которые могут утром вас донимать, а у тебя есть силы добра, которые решают этот вопрос. Но это достаточно сомнительная история: принадлежат ли силы зла Бекмамбетову и этому фильму", — отметила Оганджанян.
В некоторых странах вообще решили, что экранные герои и реклама вещи несовместимые. Так, власти ЮАР законодательно запретили использование персонажей из мультиков в торговом продвижении. Считается, что изображение Микки Мауса или львенка Симбы давит на подсознание детей и их родителей, которые не в силах отказать в покупке. А вот в Америке, наоборот, популярные мультяшки помогают бизнесменам зарабатывать. Продавцом века можно назвать морячка Папая. За время трансляции сериала продажи консервированного шпината выросли на 30%. Российским мульт-героем можно назвать кота Матроскина, который стал лицом бренда "Простоквашино". В 2003 году под этой маркой на рынке появились кефир, сметана и йогурты. Уход Матроскина в большой бизнес был согласован с его создателем Эдуардом Успенским. За первые же два года существования бренда продажи молочных продуктов выросли втрое.