Владивосток расширяют на треть Приморья
Региональные власти хотят объединить вокруг него ряд муниципалитетов в агломерацию
Администрация Приморского края направила в Минрегион проект концепции развития Владивостокской агломерации, предполагающий объединение вокруг Владивостока одиннадцати муниципалитетов. В Минвостокразвития проект поддерживают, отмечая, что он согласуется с концепцией территорий опережающего развития. Эксперты сходятся во мнении, что столица Приморья не может оставаться в прежних границах.
Приморье станет пилотным проектом по разработке ныне отсутствующего в РФ механизма управления развитием городской агломерации, сообщили накануне в пресс-службе администрации Приморского края. Проект концепции развития Владивостокской агломерации направлен в Министерство регионального развития. В Минрегионе „Ъ“ подтвердили, что документ поступил в ведомство в числе еще 16 подобных проектов различных субъектов РФ. По внутреннему регламенту министерства рассмотрение всех предложений займет 45 дней с момента окончания приема заявок 1 мая, а далее проекты будут рассмотрены межведомственной рабочей группой по социально-экономическому развитию городских агломераций не позднее 16 июня. В случае положительного решения проект Приморского края войдет в перечень пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в Российской Федерации.
В департаменте экономики Приморья отмечают, что «Владивостокская агломерация будет способствовать формированию экспортно ориентированной модели экономики региона», а также «создаст дополнительные условия для закрепления и привлечения населения в край». В конце марта краевые власти уже обсуждали этот вопрос, предлагая создать три агломерации — с центрами во Владивостоке, Находке и Уссурийске. В проекте, направленном в Минрегион, во Владивостокскую агломерацию предлагается включить Артем, Уссурийск, Находку, Большой Камень, Фокино, Хасанский, Надеждинский, Партизанский, Шкотовский и Михайловский муниципальные районы. В краевой администрации уверены, что «такая пространственная организация позволит использовать ресурс интеграционных возможностей, обмениваться знаниям, технологиями, капиталом и персоналом».
В администрации Владивостока поддерживают идею создания агломерации и отмечают, что работа по наполнению этого понятия конкретным содержанием уже ведется. «Формирование агломераций является основной мировой тенденцией межмуниципального сотрудничества последних лет,— сообщил „Ъ“ начальник управления по работе со СМИ администрации Владивостока Игорь Ткаченко.— Мы считаем, что агломерацию необходимо создавать на базе общих и практически необходимых проектов. Для Владивостока таковым мы видим наращивание связности полуострова Муравьева-Амурского с территориями вокруг залива Петра Великого на основе развития транспортно-логистического узла мирового уровня с учетом новых геоэкономических реалий».
В Минвостокразвития „Ъ“ заверили, что, хотя процедурно ведомство не участвует в создании агломерации, оно «заинтересовано в этом проекте» и «лоббирует его», поскольку это «согласуется с концепцией территорий опережающего развития и общего развития Дальнего Востока». «Никаких противоречий с Минэкономики и Минрегионразвития у министерства в этом вопросе нет»,— подчеркнул собеседник „Ъ“.
Директор аналитического департамента ИК United Traders Михаил Крылов считает, что агломерация может подстегнуть развитие промышленности, так как укрупнение города сокращает издержки на развитие территории, «задачи решаются оптом». «Непосредственной связи с такими направлениями развития региона, как особая экономическая зона и ТОР, экспортная экономика и привлечение населения, агломерация не имеет, но и населению, и иностранным партнерам проще иметь дело с единой вертикалью управления, чем с разрозненными районами»,— отмечает эксперт. По его мнению, муниципалитеты получат стимул для развития экономики в виде новых заказов и производств, а Владивосток станет более влиятельным и разнообразным с экономической точки зрения.
«О так называемом „Большом Владивостоке“ мы давно говорили. Поддерживаю идею, думаю, что это станет благом для жителей Приморья. Необходимо понимать, что у города, где официально проживает более миллиона человек, уже будет другой статус, другое финансирование, другой уровень развития,— прокомментировал заместитель председателя Законодательного собрания Приморья Джамбулат Текиев.— Реальные шаги в этом направлении уже сделаны. Речь идет о создании транспортной инфраструктуры: при поддержке и помощи федерального центра построены уникальные мосты во Владивостоке, планируется строительство ВКАДа (Владивостокская кольцевая автодорога), скоростной дороги на Находку. Все это — серьезные предпосылки к объединению. Впереди вопрос административно-территориального регулирования».
«Мне бы, как инициатору разработки проекта «Большой Владивосток» в начале 90-х годов, теперь радоваться, что наконец-то началась реализация того, о чем мы мечтали более 20 лет назад,— говорит кандидат экономических наук, один из авторов проекта «Большой Владивосток 1991-1993 годов» Юрий Авдеев.— Но радости нет, потому что в чиновничьих руках опять все получится, как всегда. Неужели кто-то всерьез думает, что если будет принято в Москве решение и в границы Владивостока войдут еще несколько муниципальных образований, то сюда сразу потекут инвестиции и приедут люди? В стремлении засветиться авторы даже не представляют себе, какую задачу они решают и на какой результат рассчитывают. Бесспорно только одно, Владивосток оставаться в прежних границах не может и не должен. Сегодня и в перспективе у него может быть наконец реализована функция «владения востоком». Но для этого требуется изменить его статус с муниципального на федеральный. Он должен стать самостоятельным субъектом Федерации наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, а теперь еще и Севастополем. Он должен стать официально столицей Тихоокеанской России. Здесь помимо двух десятков иностранных консульств, должны быть департаменты Министерства иностранных дел России, которые отвечают за вопросы взаимодействия со странами АТЭС и АТР, не говоря уже о Министерстве развития Дальнего Востока. Потребуется решить еще множество вопросов, которые за последние годы так и не нашли своего решения, и в первую очередь — территориальные споры с Министерством обороны, включения акватории в хозяйственное ведение города. Владивосток имеет право стать полноправным хозяином собственной территории».