"Сахалин-1" всплыл в Нью-Йорке
Оператор и подрядчик проекта подали иски друг к другу
Как стало известно "Ъ", оператор "Сахалина-1" Exxon Neftegaz и его подрядчик по строительству платформы на месторождении Аркутун-Даги "Сахнефтегаз Инжиниринг", акционером которого является американская WorleyParsons, обменялись исками в международных судах. Exxon Neftegaz недоволен выполненными работами и пытается разорвать договор, подав иск к WorleyParsons. "Сахнефтегаз Инжиниринг", в свою очередь, требует от оператора $20 млн.
В марте ООО "Сахнефтегаз Инжиниринг" и его акционер американская WorleyParsons подали в Международный арбитражный суд в Нью-Йорке иск к Exxon Neftegaz, оператору разработки шельфового проекта "Сахалин-1" (у американской Exxon Mobil и японской Sodeco — 30%, у "Роснефти" и индийской ONGC — по 20%). В иске (копия есть у "Ъ") компании требуют выплатить им $20 млн за инжиниринговые работы на платформе, которая разрабатывает месторождение Аркутун-Даги, и компенсировать судебные издержки. Он фактически стал ответом на иск, поданный в декабре 2013 года Exxon Neftegaz, который таким образом пыталась разорвать договор со своим подрядчиком. В Exxon Neftegaz, "Сахнефтегазе Инжиниринг" и WorleyParsons вчера от комментариев отказались.
Согласно ЕГРЮЛ, ООО "Сахнефтегаз Инжиниринг" было зарегистрировано в 2005 году. 49% долей получила WorleyParsons, еще 51% — дочерняя структура государственной "Зарубежнефти" ООО "Зарубежнефтестроймонтаж". В 2009 году состав акционеров изменился: владельцем 51% стал бывший замгендиректора "Зарубежнефти" Александр Саруханов. По состоянию на конец апреля, согласно СПАРК и ЕГРЮЛ, он продолжает оставаться контролирующим акционером, но в иске "Сахнефтегаза Инжиниринг" и WorleyParsons говорится, что 51% СП по-прежнему владеет "Зарубежнефтестроймонтаж". В "Зарубежнефти" вчера подтвердили "Ъ", что "компания вышла из состава участников ООО в 2008 году".
Как следует из иска, в 2008 году Exxon Neftegaz и "Сахнефтегаз Инжиниринг" заключили соглашение о проведении инжиниринговых работ на надводной части шельфовой платформы. Но в 2010 году Exxon Neftegaz раскритиковал работу подрядчика, говорится в иске. Сам "Сахнефтегаз Инжиниринг" отмечает, что заказчик предъявлял "претензии общего характера, а не конкретные, как предусмотрено соглашением". Exxon Neftegaz приостановил выплаты и заключил новое соглашение с южнокорейской DSME. С 2011 по 2013 год стороны пытались уладить спорные вопросы, но не смогли. В итоге в декабре 2013 года Exxon Neftegaz подал иск в суд Нью-Йорка к WorleyPartners как акционеру "Сахнефтегаза Инжиниринг", в котором требовал разорвать контракт, так как "из-за некачественной работы проект подорожал и затянулся". Потом, правда, иск был отозван, а в январе 2014 года подан вновь. Добыча нефти на платформе должна начаться в декабре 2014 года.
Какой именно суд должен принимать решение, должно быть указано в договоре, но не исключено, что стороны толкуют его по-разному, говорит руководитель практики по корпоративным спорам юридической фирмы Freshfields Bruckhaus Deringe Максим Кульков. По его словам, теоретически процессы могут идти в разных судах, но на практике каждая из сторон будет пытаться заставить другую прекратить параллельное разбирательство. Господин Кульков отмечает, что рассмотрение исков будет довольно долгим — два-три года,— суду придется детально изучить соглашение и провести экспертизу сделанных работ.