"Главное, чтобы участковый нравился населению"
В российских городах могут появиться шерифы. Депутаты от "Справедливой России" подготовили закон о создании муниципальной милиции. Одна из авторов инициативы, депутат Татьяна Москалькова и юрист, учредитель общественной организации "Московский правозащитный центр" Михаил Салкин ответили на вопросы ведущего Андрея Норкина.
По мнению парламентариев, сейчас охрана порядка в России полностью монополизирована полицией, это притупляет у правоохранителей чувство ответственности. Поэтому охранять покой граждан на местах должны отряды муниципальной милиции. Начальство нового органа будут избирать местные жители.
— Татьяна Николаевна, поясните, пожалуйста, в чем смысл предложения?
Т.М.: Я хотела бы сказать, что "шериф" — это не органично для нашего общества.
— Зато понятно.
Т.М.: Зато понятно. Но в нашем понимании в законе о муниципальной милиции речь идет, в первую очередь, об участковых инспекторах и патрульно-постовой службе, то есть тех подразделениях полиции, которые максимально приближены к населению и к муниципальным властям. Это очень правильно, потому что каждое муниципальное образование имеет свою специфику. Для одних регионов очень важно, чтобы была санитарная полиция, которая была бы наделена правом осуществлять функции по отслеживанию экологического благополучия, для других очень важно, где есть спортивные комплексы, чтобы было организовано соответствующим образом безопасное проведение массовых мероприятий.
— Не много ли получится таких организаций?
Т.М.: Организаций? Организация одна, она будет называться "муниципальная полиция". Надо сказать, что 20 лет назад в Конституции была принята и до сих пор существует 132-я статья, которая предусматривает, что муниципальные ведомства ответственны за охрану общественного порядка и имеют соответствующие для этого органы.
— Господин Салкин, ваше мнение?
М.С.: Мне кажется, очень сложно будет сейчас создать муниципальную полицию, потому что мы туда же переманим всех людей из полиции и просто по-другому назовем, а финансировать начнем из муниципального бюджета, в котором и так, на самом деле, финансов не хватает. Это может закончиться тем, что у нас полиция, те, кто должны охранять правопорядок на улице, будут получать зарплату меньше, чем получают сейчас. Это, как всегда, вызовет коррупционную составляющую.
— То есть у вас претензии, скажем, практического плана, но, по сути, вы не возражаете?
Т.М.: Я думаю, это не претензии, а опасения.
— Хорошо, пусть будут опасения.
Т.М.: Но я думаю, что небезосновательно.
М.С.: Это и опасения, но, опять же, вы и полицию уменьшите, вы же новых сотрудников откуда хотите взять? По сути у нас участковый раньше был государственным служащим полиции, теперь он станет муниципальным служащим. Здесь, во-первых, даже у самих сотрудников полиции не будет желания переходить, потому что у муниципальных служащих гарантии и льготы намного меньше, чем у служащих органов МВД.
Т.М.: Законопроект о муниципальной полиции предусматривает очень высокий уровень гарантий, меньшую загруженность кадровой политики, меньше этих препон, которые сегодня существуют. Самое главное, что выборная система позволит людям выбрать того участкового, который для них является лучшим. У него есть заинтересованность работать с населением лучше, поскольку есть зависимость именно с точки зрения выборов.
— Михаил, пожалуйста, прокомментируйте.
М.С.: У меня есть опасение по поводу выборов. Дело в том, что процедура выборов достаточно дорогостоящая для любого бюджета, и она всегда будет вызывать вопросы объективности, насколько действительно это было выражение воли населения, или эти выборы схимичили, просто чтобы хоть кого-то выбрать, потому что у нас люди не очень любят ходить на выборы. Если это делать существующими инструментами, то это будет либо достаточно затратно, либо просто сами граждане не будут знать, за кого голосовать, будут ставить галочки от балды. Если сейчас ответственность за начальника полиции несет его вышестоящий руководитель, то в случае, если с ним что-то происходит, он обвиняется в каком-то преступлении, его верхнего начальника снимают, лишают званий. Каждый заинтересован, чтобы его подчиненные работали лучше. Здесь у нас получается, его избрал народ, как было у нас в свое время с губернаторами, выбрали неизвестно кого в 1990-х. У нас в стране на какое-то время полиция может вообще заморозиться.
Т.М.: Именно то, что критерием оценки плохой или хорошей работы является мнение начальника, и подвинуло нас к тому, чтобы сломать эту схему. Главное, чтобы участковый нравился населению.