"Платформа" снизит высоту каблука
Сеть обувных торговых центров запускает новый формат
Девелоперская компания "Петроторгстрой", развивающая торговые комплексы "Платформа", начала реализовывать проект двухэтажных торговых комплексов в спальных районах города. Компания намерена в ближайшие несколько лет построить около десяти таких комплексов, в которых будут также продаваться продукты питания и предоставляться сервисные услуги населению. Эксперты в целом положительно оценивают проект, отмечая, впрочем, что все будет зависеть от локации объектов.
По словам совладельца сети торговых комплексов "Платформа" Евгения Бейлина, новые двухэтажные комплексы будут развиваться под брендом "Миксер". "Мы решили приступить к реализации этого проекта в связи с высоким спросом на торговые центры шаговой доступности. Однако мы не намерены отказываться от развития "Платформ": если найдем подходящие участки у станций метрополитена, то будем их строить. Впрочем, многое будет зависеть от геополитической обстановки: нынешняя ситуация не способствует развитию бизнеса", — заключает господин Бейлин.
Один из новых торговых центров строится во Фрунзенском районе, на улице Олеко Дундича. Здесь до весны 2015 года планируется сдать в эксплуатацию двухэтажный торговый комплекс площадью 1,2 тыс. кв. м. Все коммерческие помещения будут сдаваться в аренду под магазины и организации, оказывающие мелкие бытовые услуги.
К реализации проекта в начале апреля приступило юридическое лицо "Центр на Олеко Дундича", аффилированное с компанией "Петроторгстрой". Участок находится в аренде у города на инвестиционных условиях. Аналогичные торговые центры появятся на улице Димитрова, проспектах Энтузиастов и Коломяжском, а также в поселке Усть-Ижора. По оценкам экспертов, инвестиции в каждый торговый комплекс могли составить по 50 млн рублей.
На данный момент в Петербурге работают пять обувных центров "Платформа" и один обувной универмаг "Звездный". "Звездный" был первым в сети, он был запущен в июле 2000 года. Все они открыты у различных станций метрополитена.
Анастасия Балмочных, руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Санкт-Петербурге, говорит, что торговые комплексы "Платформа", хотя и формируют единую сеть, по своей успешности неоднородны. "Она определяется в первую очередь локацией торгового комплекса. Где-то представлен сбалансированный пул арендаторов, например, в ТК "Платформа" на "Ладожской", где-то площади заняты преимущественно индивидуальными предпринимателями и поток покупателей невысок. Успех нового проекта девелопера также будет напрямую зависеть от выбора локации. Для экономического успеха запланированного формата необходимо расположение объектов рядом со станциями метро, в местах с интенсивным пешеходным потоком. Для успеха проекта целесообразно также привлечение в состав комплекса крупного якорного арендатора, который будет генерировать поток покупателей. Но даже в этом случае уровень ставок не превысит $500 за кв. м в год. В то же время небольшой масштаб проектов и невысокий уровень вложений позволят рассчитывать на адекватный срок окупаемости", — предполагает госпожа Балмочных.
Наталья Скаландис, управляющий директор PM NAI Becar в Санкт-Петербурге, говорит, что суточная проходимость торгового комплекса "Платформа", расположенного у станции метро "Академическая", составляет примерно 5 тыс. человек в день, что демонстрирует высокий спрос на данную сеть магазинов со стороны населения. "За последнее время "Платформа" стала расширять линейку своих товаров и таким образом привлекла внимание дополнительной целевой группы. Тем не менее я не считаю удачной идею добавления товаров совершенно другой целевой группы, поскольку клиенты, приезжающие в данный торговый комплекс, нацелены на другой ассортимент товаров. Дальнейшие перспективы компании я оцениваю положительно, поскольку больший охват приведет к широкой узнаваемости и росту числа посетителей. Самое главное, чтобы на объектах сети присутствовали товары разной ценовой категории", — говорит она.
При этом Анна Никандрова, региональный директор по торговой недвижимости Colliers International в РФ, рассказала, что общий объем современных торговых площадей в Санкт-Петербурге, включая гипермаркеты, DIY-центры и специализированные торговые центры, составляет 3,4 млн кв. м и не изменился с конца прошлого года. "Лидерами по объему торговых площадей по-прежнему остаются Приморский, Выборгский и Московский районы. На их долю приходится примерно 45 процентов всех действующих ТРК. Одна из главных тенденций первого квартала 2014 года — возникновение новых требований в адрес девелоперов со стороны арендаторов по причине начавшихся колебаний валютных курсов. В основном речь идет о фиксации валютного коридора, предоставлении скидок на индексацию арендной платы, оплате арендной ставки, рассчитанной на базе товарооборота. Пока подобные практики применяются в ограниченном числе случаев. Девелоперы склонны избегать долговременных мер по снижению или ограничению ставок и реализовывать кратковременные акции по финансовой "поддержке" арендаторов", — говорит она.
По данным NAI Becar, нынешняя ситуация на рынке инвестиций характеризуется резким снижением объема вложений в коммерческую недвижимость на фоне политической нестабильности России и курса рубля. Общий объем инвестиций в коммерческую недвижимость Петербурга за первый квартал 2014 года составил около $23,6 млн. Большая доля инвестиций в коммерческую недвижимость по-прежнему приходится на офисный сегмент (70% от объема инвестиций в коммерческую недвижимость), объем инвестиций в земельные участки Санкт-Петербурга и Ленинградской области составил более $30 млн. В первом квартале 2014 года доля инвестиций в Санкт-Петербург от общего объема инвестиций в Россию составила 4-5% (для сравнения: инвестиции в Москву составили 83%, в остальную Россию — 12%).