У судьи дисциплина хромает
Федеральные эксперты увидели нарушения в процессе над саратовским депутатом
Судья Октябрьского районного суда Саратова Сергей Сотсков, рассматривающий уголовное дело в отношении депутата Саратовской городской думы Владислава Малышева, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Такое мнение во вторник на заседании круглого стола, посвященного преследованию гражданских активистов, высказал член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Сергей Пашин. Наблюдатели указывают на нарушения в ходе расследования. Прокуратура настаивает на том, что судебное расследование ведется объективно.
Мнение о возможности наказания председательствующего судьи по уголовному делу в отношении господина Малышева Сергей Пашин высказал при обсуждении поведения гособвинителей на процессе. Адвокат депутата Саратовской городской думы Андрей Володин сказал, что прокурор Владимир Чечин периодически заходит в кабинет судьи Сергея Сотскова до и после заседаний. Господин Пашин подчеркнул, что такое поведение недопустимо для судьи. «Верховный суд прямо сказал, что председатель должен уделять равное внимание обеим сторонам судебного процесса. Это повод для дисциплинарного преследования председательствующего. Позиция Европейского суда не только в том, что судья должен быть абсолютно объективным. Он должен вести себя так, чтобы не возбуждать сомнения в своей объективности», — отметил член Президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека.
По мнению другого столичного эксперта, члена Научно-консультативного совета при Генпрокуратуре РФ Владимира Миронова, дело господина Малышева расследовали не те суды. По его мнению, здесь имел место трудовой спор.
Как неоднократно писал „Ъ“, парламентарий обвиняется по части 4 статьи 159 УК («Мошенничество в особо крупном размере»). По версии следствия, с августа по октябрь 2005 года бывший генеральный директор ЗАО «Богородскнефть» Владислав Малышев путем обмана с использованием своего служебного положения похитил 11,9 млн рублей, принадлежащих организации. Следователи полагают, что господин Малышев перечислил 11 млн 963 тысячи рублей на счета ООО «Эталон» (Москва) за фиктивную поставку нефти. В ходе предварительного следствия было установлено, что «Эталон» оказался фирмой по «обналичиванию» денег, но все финансовые документы и платежные поручения о перечислении средств на счет этой фирмы подписывали главный инженер и бухгалтер «Богородскнефти». Изначально они были обвиняемыми по данному делу, но потом их перевели в свидетелей, и они стали давать показания против господина Малышева, при этом их показания стали противоположными тем, которые давались ими ранее.
Уголовное дело в отношении Владислава Малышева было возбуждено в 2007 году. 10 января 2008 года ему было предъявлено обвинение в мошенничестве в окончательной редакции. Прокуратура вернула дело на доследование, указав, что «основная часть обвинения строится на предположениях следствия, а факты и доказательства хищения Владиславом Малышевым денежных средств ЗАО «Богородскнефть» отсутствуют». В сентябре 2008 года в ГУВД прекратили дело за отсутствием состава преступления. В общей сложности дело «Богородскнефти» прекращалось за отсутствием состава преступления три раза. Однако летом 2012 года расследование было возобновлено. Адвокаты уверены, что их подзащитного преследуют за активную гражданскую позицию в отношении руководства региональной полиции (см. „Ъ“ № 59 (5331) от 08.04.2014).
Сергей Пашин обратил внимание на сроки рассмотрения процесса. По его мнению, он необоснованно затянут, а неоднократное закрытие-открытие дел, как произошло с господином Малышевым, — типичное явление при рассмотрении обвинений в отношении бизнесменов. При этом он назвал это нарушением законодательства и противоречием позиции Европейского суда по правам человека. «Человек не может жить под постоянной угрозой возбуждения уголовного дела», — подчеркнул он.
Саратовский правозащитник Александр Никитин отметил, что ситуация с господином Малышевым очень показательна, поскольку из нее видно, что даже «статусный, обеспеченный, пользующийся привилегиями» человек совершенно беспомощен в ситуации, когда на него начинается давление со стороны силовиков. «Начался конфликт, и вдруг сразу оказывается, что никакого закона нет, а есть волеизъявление должностного лица, которое подменяет закон. Если такие люди не могут себя защитить, что же говорить о простых гражданах? С ними можно делать, что угодно. Они совершенно не защищены и беспомощны. Нас заставляют чувствовать, что мы не граждане большого государства, а маленькие люди», — заметил господин Никитин.
Адвокат Владислава Малышева Таймураз Тотиков выразил опасение в том, что приговор будет обвинительным. «Четко просматривается и цель такого приговора: очернить господина Малышева, заставить, чтобы его никто не воспринимал всерьез, мол, что его слушать, у него у самого рыльце в пушку, он же сам расхититель и так далее», — говорит господин Тотиков.
Эксперты Президентского совета по правам человека посоветовали немедленно обращаться в Страстбургский суд, а по итогам мероприятия готовится письмо на имя президента РФ Владимира Путина. В региональной полиции и прокуратуре продолжают настаивать на том, что как предварительное, так и судебное расследование проходили объективно и никакого давления на суд не оказывается.