Дивертисмент с сюрпризами
Татьяна Кузнецова о гала-концертах Benois de la danse в Большом
27 и 28 мая на исторической сцене Большого театра пройдут традиционные концерты 22-го конкурса-фестиваля Benois de la danse. В первый вечер выступят номинанты балетного приза — этот концерт притормозится неизбежной церемонией выявления и награждения победителей 2013 года: сначала представят всех соискателей, потом жюри объявит свой вердикт, а уж потом начнутся танцы. Второй вечер отдан лауреатам прошлых лет. Обычно он вызывает больший ажиотаж: проверенные звезды в проверенных номерах и без всякой церемониальной нагрузки. Однако на сей раз оба концерта обещают сюрпризы в виде незнакомой хореографии и неизвестных имен и, соответственно, художественные риски: в обеих программах традиционный классический балет будет разбавлен изрядной долей авангарда.
Тут следует напомнить, что "балетный Оскар", как любят называть Benois de la danse его апологеты, вовсе не выявляет лучших из лучших: его выдвиженцы всецело зависят от состава жюри. По условиям конкурса, номинантов определяют сами судьи — как правило, из тех трупп и городов, в которых сами и работают. На сей раз, кроме бессменного председателя Юрия Григоровича, в жюри одни дамы, половина из них — былые балетные звезды, а вторая — худруки трупп. Выбор титулованных дам предсказуем, однако оценить его справедливость затруднительно: как часто случается на Benois de la danse, многие претенденты на приз до Москвы не доедут. А те, что все-таки появятся в Большом, станцуют вовсе не то, за что были номинированы. Впрочем, совпадения с номинантским списком все-таки есть.
Главный подарок первого гала — дуэт из нового балета Матса Эка "Джульетта и Ромео". Правда, член жюри Ана Лагуна, муза и супруга великого хореографа, блистательно станцевавшая в этом спектакле Кормилицу, с преступной скромностью не выдвинула себя и своего мужа в балетмейстерской номинации, отметив лишь его старшего брата, Никласа Эка, за исполнение роли герцога (Принца Фюрстена) и отчаянную японскую Джульетту (Марико Киду), которая станцует дуэт с синьорой Капулетти. Из номинированных хореографов можно оценить только работу Маурисио Вайнрота — его "Песнь земли" на музыку Густава Малера станцуют солисты аргентинского театра "Колон". А из неноминированных — Начо Дуато: фрагмент из его неизвестных нам "Кастратов" исполнят артисты Балета Гонконга.
Остальные претенденты выступят с вольной программой: солисты Парижской оперы Лора Эке и Одрик Безар станцуют адажио из баланчинских "Бриллиантов"; юный миланец Ковьелло, номинированный за урода-Квазимодо, выступит в качестве образцового любовника Ромео, исполнив с партнершей ди Стефано сцену у балкона из балета Макмиллана. Из Нью-Йорка приедет боевитая Эшли Баудер, чтобы преобразиться в Сильфиду (ее Джеймсом будет премьер Большого Семен Чудин). Аргентинские солисты Надя Мюзика и Хуан Пабло Ледо покажут фрагмент из "Золушки" в хореографии Ренато Занеллы. Для любителей фуэте и больших пируэтов претендент из Мариинки Тимур Аскеров в паре с балериной Большого Кристиной Кретовой выдаст па-де-де из "Дон Кихота" — словом, концерт номинантов составлен на все вкусы.
Следующий — лауреатский — вечер обещает оказаться чуть ли не радикальнее. В концептуальном первом отделении, названном "Вдохновленные Дягилевым", старинное фокинское "Видение розы" в исполнении солистов "Ла Скала" будет соседствовать с фламенко (свой Le Badinage Фернандо Ромеро поставил на первую часть "Весны священной" Стравинского) и с авангардной ворожбой Сиди Ларби Шеркауи — рожденный в Бельгии знаменитый марокканец поставил очередную версию "Фавна" на музыку Дебюсси.
Большой театр, Историческая сцена, 27 и 28 мая, 19.00