"Скоростные магистрали" заворачивают на Восток
Газпромбанк пытается найти деньги на линию Москва—Казань в Азии
Из-за западных санкций Россия все чаще ищет инвесторов в Азии, ориентируясь в основном на Китай. Как стало известно "Ъ", Газпромбанк запланировал road show высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва--Казань (ВСМ-2) стоимостью 1,06 трлн руб. в Сингапуре, Пекине, Гонконге и Шанхае. Впрочем, реализация самого проекта до сих пор остается под вопросом из-за неясности с источниками государственного финансирования.
Газпромбанк запланировал серию встреч с инвесторами в Азии для презентации проекта ВСМ-2, рассказал "Ъ" источник, ознакомленный с презентацией банка. По его словам, road show должно было пройти на этой неделе: 13 мая — в Сингапуре, 14 мая — в Гонконге, 15 — в Шанхае, 16 — в Пекине, кроме того, рассматривалось посещение Тайбэя (Тайвань). Впрочем, график "индикативный" и даты могут сдвигаться, уточнил собеседник "Ъ". Эту информацию подтвердил и собеседник "Ъ" в ОАО РЖД, по словам которого, указанные встречи планировались еще "пару месяцев назад".
ВСМ-2, по данным собеседников "Ъ" — не единственный проект, который Газпромбанк представит в Азии. Его презентуют "среди прочих и не только инфраструктурных проектов", добавил собеседник "Ъ". В презентации Газпромбанка указывается, что наиболее привлекательные условия финансирования проекта ВСМ-2 могут быть достигнуты в случае наличия гарантий со стороны ОАО РЖД и государства. При этом банк допускает увеличении долговой нагрузки монополии на 110 млрд руб. (по итогам 2013 года — 695,6 млрд руб.). По оценке Газпромбанка, потенциальными инвесторами в ВСМ-2 могут быть фонды китайский China Investment Corporation, сингапурский Government of Singapore Investment Corporation, гонконгские SAFE Investment Company (Hong Kong), Investment Fund Hong Kong Monetary Authority и др.
Проект ВСМ-2 предполагает строительство железнодорожной ветки Москва--Казань протяженностью 770 км. Общий объем инвестиций составит 1,068 трлн руб., из которых 380 млрд руб.— деньги государства, 150 млрд руб.— средства Фонда национального благосостояния, 100 млрд руб. — инфраструктурные облигации. Предполагается, что частные инвесторы вложат 43 млрд руб. и еще 225 млрд руб. привлекут в качестве кредитов.
В Газпромбанке "Ъ" вчера лишь сообщили, что на этой неделе road show не будет, не объяснив причин отсрочки. Не стали там комментировать и возможность переноса встреч с инвесторами. В "Скоростных магистралях" (подконтрольны ОАО РЖД, реализуют проект ВСМ-2) заявили, что самостоятельно не проводят road show в Азии, а Газпромбанк "может представлять только себя как один из потенциальных организаторов концессии".
Сами "Скоростные магистрали", впрочем, планируют в ближайшее время также провести ряд встреч с потенциальными инвесторами, в том числе азиатскими. А сейчас, добавили в компании, делегация ОАО РЖД во главе с первым вице-президентом монополии Александром Мишариным находится с официальным визитом в Германии по вопросам ВСМ-2. Но источник "Ъ" в ОАО РЖД говорит, что в условиях текущей политической ситуации европейский финансовый рынок "можно считать закрытым для России", поэтому "идет переориентация на Азию". Впрочем, собеседник "Ъ" в "Скоростных магистралях" возражает, что "из-за политической ситуации формат сотрудничества западных компаний с ОАО РЖД может меняться, но вряд ли они полностью откажутся от совместной работы".
После введения санкций со стороны Запада Россия переключилась на поиск партнеров в Китае. Например, китайские China International Fund Ltd (CIF) и China Railway Construction Corporation (CRCC) могут быть привлечены для строительства транспортного коридора через Керченский пролив (см. "Ъ" от 5 мая). Газпромбанк высоко оценивает перспективы китайских инвесторов. В презентации банка говорится, что объем выпуска облигаций в юанях стремительно растет и за январь--апрель 2014 года составил $40 млрд, превысив выпуск в иенах в 2,15 раза. Еще один аргумент, который приводит Газпромбанк в пользу азиатских инвесторов,— лидерство их банков в структуре крупнейших кредиторов: на их долю приходится 34% мировых сделок, говорит источник "Ъ". Возможно, встречи с инвесторами в Китае будут приурочены к визиту в страну президента Путина, запланированному на следующей неделе.
Впрочем, сам проект ВСМ-2 пока под вопросом. До сих пор не принято решение о его финансировании со стороны государства, неясным остается и возможное привлечение денег ФНБ. В январе Дмитрий Медведев заявил, что строительство магистрали может быть отложено до "более энергичной экономической ситуации". Сейчас, отмечают в "Скоростных магистралях", компания ожидает внесения поправок в бюджет с тем, чтобы получить первые 6 млрд руб. на проектирование. Но источник "Ъ", близкий к правительству, отмечает, что в условиях дефицита бюджета и необходимости вложений Крыма у государства тем более нет денег на ВСМ-2.
Пока государство не примет окончательного решения по поводу ВСМ-2, нет смысла говорить о его параметрах реализации, считает партнер международной юридической фирмы Herbert Smith Freehills, специалист по государственно-частному партнерству Ольга Ревзина. Но она признает, что "в условиях текущей международной ситуации" Газпромбанк выбрал верный вектор поиска инвесторов.