Акцизная чарка
ОАО «Пермалко» пожаловалось депутатам на увеличение акцизов
После остановки производства на крупнейшем в Пермском крае производителе пива — заводе «САН ИнБев» — о рисках убытков заговорили в ОАО «Пермалко». Исполнительный директор предприятия Владимир Марущак обратился к депутатам заксобрания края с просьбой пролоббировать поправки в Налоговый кодекс РФ, снижающие акцизы на крепкую алкогольную продукцию. Парламентарии говорят, что шансов «провести» эту инициативу на федеральном уровне практически нет.
Еще одно предприятие Прикамья — ОАО «Пермалко», входящее в холдинг «SPI Group», — столкнулось с проблемами из-за роста акцизов на алкогольную продукцию. Об этом в парламенте заявила председатель комитета по экономическому развитию и налогам Елена Гилязова. По ее словам, депутаты уже получили письмо о том, что рост акцизов на крепкий алкоголь «поставил под вопрос существование предприятия».
В письме, текст которого имеется в распоряжении „Ъ“, «Пермалко» просит законодателей выйти к федеральным властям с инициативой снижения акцизов. Соответствующие поправки предлагается внести в Налоговый кодекс РФ. Письмо было направлено 6 мая в региональный парламент исполнительным директором «Пермалко» Владимиром Марущаком. Он уверен, что федеральная концепция, предусматривающая серьезное увеличение акцизов на крепкий алкоголь (с 254 руб. за литр с начала 2012 года до 400 руб. за литр), а также установление минимального размера розничной стоимости спиртных напитков (увеличился с 89 руб. в 2010 году до 199 руб. в 2014 году), не приводит к достижению поставленной властями цели — снижению потребления этой продукции. Скорее, наоборот, это перераспределяет существующий спрос в пользу нелегальных продавцов. Легальный рынок, который производит отчисления в бюджет, как отмечают в компании, наоборот несет потери. Господин Марущак отмечает, что общее снижение продаж «Пермалко» в 2013 году по сравнению с 2011 годом составило 25%. В первом квартале 2014 года произошло уменьшение оборота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — продажи упали на 62%, что сказалось и на бюджете края. Из-за этого в краевую казну за три месяца поступило на 50 млн руб. меньше. «В случае продолжения негативной тенденции мы прогнозируем снижение продаж в текущем году на 46%, что приведет к снижению отчислений акцизов в региональный бюджет на 146 млн руб. или 32% к уровню прошлого года», — говорится в письме.
«Пермалко» обращалось к депутатам заксобрания края в этом году уже не первый раз. На первое письмо предприятия депутаты ответили еще 1 апреля (документ имеется в распоряжении „Ъ“). В документе говорится, что увеличение акцизов как мера по решению проблем алкоголизма «не вызывает сомнений», а предложения компании «противоречат проводимой в настоящее время государственной политике».
В ГК «Синергия», куда входит еще один краевой производитель алкогольной продукции ОАО «Уралалко», также отмечают, что акцизы на алкоголь по размеру сопоставимы с европейскими, в то время как уровни платежеспособности жителей Европы и России совсем разные. «Спрос на продукцию не поспевает за ростом акцизов и, таким образом, общей стоимости алкоголя», — пояснили „Ъ“ в «Уралалко». Официальная статистика, наоборот, фиксирует увеличение продаж алкоголя. По данным Пермьстата за 2013 год объемы продаж водки и ликеро-водочных изделий в регионе выросли на 3,4% по сравнению с предыдущим годом, и составили 2,627 млн декалитров.
• Согласно опубликованной финансовой отчетности выручка ОАО «Пермалко» за пять лет сократилась с 905 млн руб. в 2009 году до 719 млн руб. в 2013 году. При этом в прошлом году произошло снижение на 89,5 млн руб. Чистая прибыль ОАО также упала: с 67,4 млн руб. в 2009 году до 29,6 млн руб. в 2013 году. Выручка ОАО «Уралалко», напротив, за последние пять лет выросла в два раза, с 1 млрд руб. в 2009 году до 2,1 млрд руб. в 2013 году. Исключением стал прошлый год: зафиксировано снижение прибыли по сравнению с предыдущим годом на 260 млн руб. Чистая прибыль компании за пять лет увеличилась с 33 млн руб. в 2009 году до 295,4 млн руб. в 2013 году. По сравнению с предыдущим годом рост 2013 года составил 55 млн руб.
Напомним, Пермский пивоваренный завод «САН ИнБев», ежегодно перечислявший в региональный бюджет около 2 млрд руб. акцизов, был закрыт с 8 апреля. Производство пива на пермской площадке за два года упало почти на 50%, и дальнейшее развитие площадки руководством «САН ИнБев» в текущих условиях признано нецелесообразным. За период с 2009 по 2014 год ставка акциза на пиво была увеличена в шесть раз — с 3 руб. за литр до 18. Из-за ухудшения ситуации в отрасли и уменьшения рыночной доли в низкоценовом сегменте объем продаж за последний год сократился на 13,6%, поясняют в компании.
По данным УФНС России по Пермскому краю, которые приводит Пермьстат, акцизы на алкогольную продукцию (кроме пива и вин) в январе-ноябре прошлого года составили 3,151 млрд руб., из них 1,89 млрд руб. — в федеральный бюджет, 1,26 млрд руб. — в консолидированный бюджет края. Премьер Геннадий Тушнолобов комментировать обращение руководства «Пермалко» не стал, заявив, что «не занимается алкоголем» и «выступает за здоровый образ жизни».
Председатель парламентского комитета по бюджету Елена Зырянова отмечает, что депутатский корпус после ситуации с пивоваренной компанией «озабочен ситуацией с бюджетом». Она отмечает, что региональную законодательную инициативу на федеральном уровне провести очень сложно. По ее словам, за два года работы в заксобрании положительных прецедентов в этом направлении она не встречала. «Это возможно только в случае, если кто-то из депутатов или сенаторов проявит инициативу, как в случае с предоставлением льготы „Газпрому“. Но людей, способных провести законопроект не только на региональном, но и федеральном уровне, единицы», — отметила собеседница „Ъ“.
Владелец ГК «Норман-Виват» Вадим Юсупов отмечает, что на розничной продаже алкоголя проблемы местных производителей практически не сказываются: «Мы не ведем статистику продаж продукции именно пермских заводов. Оба предприятия входят в холдинги и, зачастую в сеть поступает алкоголь, произведенный другими заводами ГК. Вопрос с акцизами влияет в первую очередь на поступления в бюджет и рабочие места. Но это государственная политика по регулированию, которая реализуется уже третий год и рассчитана на пять лет». Собеседник „Ъ“ отмечает, что с ростом акцизов цена водки приближается к стоимости других крепких алкогольных напитков, и потребитель начинает выбирать. «Происходит просто перераспределение потребления. Но для ритейлеров это несущественно. На нас гораздо больше влияют местные нормы и правила продажи алкогольной продукции».