Таможня снижает нагрузку
Ввозимые товары досматриваются только одной стороной на российско-китайском погранпереходе
Уссурийские таможенники вместе с зарубежными коллегами из сопредельных провинций Китая приступили к тестовой реализации межгосударственных договоренностей о взаимном признании результатов таможенного контроля, сообщили в Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ). Ожидается, что это позволит существенно сократить время оформления ввозимых товаров в пунктах пропуска и тем самым увеличить их пропускную способность. Предприниматели приветствуют нововведение, но говорят, что судить об эффективности пока рано. Эксперты отмечают, что предпринятых мер мало и для существенного развития двусторонних отношений нужно строить новые пункты пропуска.
На автомобильных пунктах пропуска Пограничный-Суйфэньхэ и Полтавка-Дуннин уссурийские таможенники вместе с представителями таможен Китайской Народной Республики в начале мая приступили к тестовой реализации Протокола между Федеральной таможенной службой (ФТС) РФ и Главным таможенным управлением (ГТУ) КНР о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении определенных видов товаров, сообщила специалист по связям с общественностью Уссурийской таможни Наталья Курдюкова. По ее словам, нововведение облегчит деятельность таможенных органов страны-импортера, поможет дальнейшему развитию российско-китайской торговли. Главное же — существенно сократится время оформления ввозимых товаров в пунктах пропуска. Правда, насколько именно, таможенники не смогли сказать даже приблизительно. По их словам, «нужно поработать в таком режиме хотя бы пару месяцев, чтобы можно было делать выводы».
Суть эксперимента в том, что таможенный орган страны назначения признает и использует в своей работе результаты таможенного контроля страны отправления. Правда, пока это касается не всех товаров, а только попавших в специальное приложение к международному Протоколу. Сведения о перемещаемых товарах содержатся в Манифесте, достоверность которого признается при наличии соответствующих отметок таможенного органа страны-экспортера. Тем не менее таможенники вправе произвести вскрытие грузового отсека транспортного средства, если имеются достаточные основания полагать, что товар перемещается контрабандой или с нарушением законодательства. Нововведения касаются только таможенных органов и не распространяются на иные виды государственного контроля, подчеркнули в ДВТУ. Решение о проведении эксперимента на уссурийских пунктах пропуска принималось на правительством уровне, а чем руководствовались федеральные органы власти, дальневосточникам не объяснили.
«Пока мы проводим эксперимент. Он распространяется не на всех участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а только на тех, кто выразил желание опробовать нововведение. С августа планируем перейти от эксперимента к полномасштабной работе по Протоколу»,— сообщила „Ъ“ Наталья Курдюкова. Протокол о доверии ФТС РФ и ГТУ КНР был подписан 22 октября 2013 года в Пекине в рамках встречи глав правительств наших стран. Третьего апреля 2014 года в столице КНР эксперты таможенных служб России и Китая утвердили порядок передачи информации в рамках Протокола.
«Нововведения, конечно, давно нужны. Сейчас товар проходит границу от одного дня до двух недель, в зависимости от различных обстоятельств. Впрочем, проблема не только в таможне, но и в пропускной способности пунктов пропуска и в других факторах»,— на условиях анонимности пояснил „Ъ“ участник ВЭД.
«Все понимают, что нужно как-то ускорять прохождение границы. Надо стремиться к мировым стандартам. Ведь из-за задержек я несу убытки. Поэтому я иду на любые эксперименты, чтобы ускорить работу. По первому опыту могу сказать, что проволочек с документами не было»,— заверил „Ъ“ Алексей Богданчиков — учредитель ООО «Спутник», которое первым приняло участие в эксперименте таможенников.
«Отличная инициатива, потому что уровень доверия на границе — чрезвычайно важный фактор. Нововведение позволит значительно сократить процедуру и, значит, сохранить средства бизнеса. Сожаление вызывает только то, что это происходит в 2014, а не в 1994 году,— прокомментировал кандидат экономических наук Юрий Авдеев.— Однако сокращение времени оформления грузов лишь частично снимет проблему роста транспортных потоков между нашими странами. Следующим шагом должно стать строительство новых пунктов пропуска. Причем частный бизнес уже выразил готовность вкладывать средства в их строительство, и министерства РФ не против. Теперь нужно лишь согласование региональных властей».
Эксперимент продлится до августа, после чего таможенники перейдут к полномасштабной работе по межгосударственному Протоколу, то есть с участием всех участников внешнеэкономической деятельности.