Дважды два — два
ФК "Открытие" снова реформирует банковский бизнес
Финансовая корпорация "Открытие" уже в третий раз наметила реструктуризацию своего бизнеса. Свои четыре банка она преобразует в два — розничный (на базе Ханты-Мансийского банка и КБ "Открытие") и корпоративный (на базе Номос-банка и "Петрокоммерца"). Этому предшествовали две попытки сделать на базе банков группы единый самый крупный в России частный банк, а также построить кроме корпоративного и розничного еще и отдельный региональный бизнес. Вопрос управляемости — ключевой при таких масштабах бизнеса, предупреждают эксперты.
О деталях реструктуризации группы банков ФК "Открытие" "Ъ" рассказал глава Номос-банка Дмитрий Ромаев. По его словам, розничный бизнес группы будет развиваться на базе "Ханты-Мансийского банка — Открытие". Такого банка в группе пока нет. Он будет создан до конца года путем присоединения банка "Открытие" к Ханты-Мансийскому банку (ХМБ) и сконцентрируется на банковской рознице. Возглавят его нынешний глава банка "Открытие" Евгений Данкевич (на позиции предправления) и нынешний президент, предправления ХМБ Дмитрий Мизгулин (на позиции президента и председателя совета директоров). "Двойное руководство предполагает, что предправления ориентируется на операционное управление банком, а президент занимается стратегией",— уточнил господин Ромаев. Сохранение бренда ХМБ в ФК объясняют стремлением удержать клиентуру на территории Западной Сибири.
Впрочем, учитывая будущую специализацию "ХМБ — Открытие" на рознице, корпоративные клиенты ХМБ будут переведены в корпоративно-инвестиционный блок группы. Он будет сформирован на базе Номос-банка путем присоединения к нему в течение 2014-2015 годов недавно приобретенного ФК "Открытие" банка "Петрокоммерц". Розничный бизнес "Петрокоммерца" уйдет соответственно в "ХМБ — Открытие", уточняет он. При этом уже в июне 2014 Номос-банк будет переименован в банк "Финансовая корпорация "Открытие"". Возглавит объединенный корпоративный банк Дмитрий Ромаев.
Остальные подразделения ФК "Открытие" — управляющая, страховая и брокерская компании — пока останутся дочерними структурами корпорации, которая, в свою очередь, будет переименована в "Открытие Холдинг". Расходов на реструктуризацию в ФК не раскрывают, отмечая лишь, что они незначительны и корпорация имеет большой опыт интеграции банков разных размеров. Филиальная сеть, которая насчитывает около 1 тыс. точек, будет модернизирована за счет увеличения количества премиальных и мини-офисов и сокращения дублирующих стандартных отделений. Сокращение персонала не планируется, уверяют в ФК.
Обнародованное господином Ромаевым решение не первая попытка ФК реструктурировать разрастающийся бизнес. Первоначальный план ФК предполагал объединение Номос-банка, ХМБ и "Открытия" в единую структуру и превращение ее в крупнейший частный банк России. Однако как сообщал "Ъ" в апреле прошлого года, от этих планов отказались. Вместо этого для каждого банка была установлена своя специализация: для Номос-банка — корпоративный бизнес, для "Открытия" — розничный, а для ХМБ — региональный. В ФК отмечают, что основная цель предстоящих изменений — повышение операционной эффективности, "акционерами поставлена задача к 2018 году увеличить доходность на капитал до 20% в среднем по группе". По итогам 2013 года этот показатель составлял 18,9% по данным МСФО-отчетности ФК "Открытие".
Не исключено, что одним из факторов, который заставил акционеров в очередной раз вернуться к идее реорганизации бизнеса ФК, стал вопрос их управляемости, считают эксперты. "Управлять сразу несколькими разными банками, один из которых к тому же очень удален, в рамках одной группы нелегко и затратно",— говорит топ-менеджер одного из крупных банков. "У владельцев банка возникли вопросы к качеству работы корпоративного подразделения ХМБ, которые пытаются решить изъятием этого бизнеса",— говорит топ-менеджер одного из банков, знакомый с ситуацией в ХМБ. Там решения акционеров не комментируют.
Как бы там ни было, описанный сценарий реорганизации сопряжен с потенциальными трудностями. "Присоединить чисто розничный банк "Открытие" к ХМБ, который специализируется в том числе на обслуживании корпоративных клиентов и розничный бизнес которого, по сути, построен на обслуживании их сотрудников, будет намного сложнее, чем оставить их независимыми друг от друга",— рассуждает собеседник "Ъ". С такой логикой согласны не все. "Сильной стороной ХМБ, действительно, является розничный бизнес, сфокусированный на обслуживании зарплатных проектов корпоративных клиентов, а не сам по себе корпоративный блок",— считает аналитик Moody`s Семен Исаков. В такой ситуации, по его мнению, реорганизация может иметь смысл, если удастся реализовать четкое разделение блоков в рамках существующей стратегии. "Возможно, группа намеревается более активно использовать большую сетку ХМБ и его баланс для целей развития ритейла",— предполагает аналитик Fitch Ratings Александр Данилов. Однако, считает он, вопросов много — "от сохранения ключевых кадров в корпоративном блоке, чтобы не ушли к конкурентам с ключевыми клиентами, до налаживания бизнес процессов в ритейле".