Форт "Константин" станет посадочной площадкой

В Петербурге родился очередной проект вертолетного сообщения с Финляндией

К 2017 году в Кронштадте может появиться инфраструктура для регулярного вертолетного сообщения с Финляндией. Проект по строительству погранично-таможенной инфраструктуры и дебаркадера для посадки вертолетов будет реализовываться на деньги ОАО "Третий парк" и на гранты, выделяемые в рамках программы трансграничного сотрудничества "Юго-Восточная Финляндия — Россия". Эксперты сомневаются в успешности проекта.

Инициаторы проекта по созданию вертолетного сообщения по маршруту Хельсинки — форт «Константин» своим конкурентом видят скоростной поезд «Аллегро»

Фото: Фото ИТАР-ТАСС

Как вчера сообщил заместитель главы АНО "Дирекция развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Михаил Громов, ОАО "Третий парк", специализирующееся на маршрутных пассажирских перевозках, совместно с АНО "Дирекция развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области" и финской стороной планируют создать полноценную инфраструктуру для вертолетного сообщения между Петербургом и финскими городами — Хельсинки и Лаппенрантой.

Для осуществления полетов на территории форта "Константин" в Кронштадте планируется построить погранично-таможенную инфраструктуру, установить дополнительные причалы и дебаркадер, на котором непосредственно разместится вертолетная площадка.

Объем инвестиций в проект, по предварительным оценкам, составит около €6 млн, из них около 80% составят гранты, выделяемые в рамках программы трансграничного сотрудничества "Юго-Восточная Финляндия — Россия", остальную часть средств инвестирует ОАО "Третий парк".

"По предварительной оценке, развитие вертолетного сообщения составит конкуренцию для "Аллегро"", — сказал чиновник, отметив, что форт имеет удобную локацию, поскольку расположен на пересечении двух транспортных магистралей: КАД и морского канала. По словам господина Громова, площадкой смогут воспользоваться воздушные суда не ниже класса Ми-8. Стоимость билета составит около €200, перелет будет длиться 1,5 часа.

Проект пока находится в зачаточном состоянии, поэтому количество рейсов и требуемый пассажиропоток пока не рассчитывались. Подробную бизнес-модель стороны планируют составить после того, как появится оператор, желающий осуществлять регулярные перелеты между Кронштадтом, Хельсинки и Лаппенрантой. Предполагается, что это будет финская компания.

На данный момент форт "Константин" находится в длительной аренде у компании "Третий парк". Предприятие стало якорным инвестором площадки в 2006 году и будет управлять ею в течение 49 лет. Сейчас на территории укрепления работает пограничный пункт пропуска маломерных, прогулочных, спортивных парусных судов, открывшийся в прошлом году.

Строительство погранично-таможенных мощностей планируется реализовать без компании-оператора, поскольку эта инфраструктура пригодится также и для обслуживания возрастающего количества судозаходов через пункт пропуска судов. В прошлом году через форт прошло около 600 кораблей. "Надеюсь, что уже к периоду навигации 2017 года инфраструктура будет готова", — сказал господин Громов.

Заместитель генерального директора компании по развитию ОАО "Третий парк" Кирилл Дьяковский, в свою очередь, подчеркнул, что пока проект носит некоммерческий характер, окупать инвестиции в дальнейшем предприятие будет на косвенных доходах, полученных от увеличения туристического потока.

Однако участники рынка полны скептицизма. Директор аналитического департамента ИК "Регион" Валерий Вайсберг сомневается в успехе проекта. ""Аллегро" из центра города до центра Хельсинки идет 3,5 часа, таможня и пограничный контроль — в пути. До форта "Константин" без пробок из центра города ехать 40 минут, а по факту вдвое дольше. Время в полете составит примерно 1,5 часа. С учетом приграничного досмотра и контроля выигрыш во времени относительно поезда полностью нивелируется. При этом тариф в бизнес-классе поезда "Аллегро" составляет около €150, а тариф на вертолет будет минимум вдвое выше. Ми-8 для деловых поездок машина не самая удобная — очень шумно. Если брать иностранную технику, то вырастут операционные расходы и снизится рентабельность. Честно говоря, я сильно сомневаюсь в коммерческом успехе проекта", — комментирует эксперт.

Подобные идеи по организации вертолетного сообщения между Петербургом и Хельсинки появляются не впервые, однако ни один из них пока не был реализован. Так, в ноябре прошлого года петербургская авиакомпания RussAir заявляла о намерении открыть вертолетное сообщение между Петербургом и финскими городами Хельсинки, Коткой и Лаппенрантой в 2014 году. На начальном этапе в день будет совершаться от четырех до шести перелетов. Ориентировочно цена одного билета составит €250-300. Вчера по телефонам компании никто не отвечал. В начале 2000-х о планах по запуску регулярного сообщения между Петербургом и Финляндией заявляла финская компания Copterline, однако и этот проект дальше планов не сдвинулся.

Татьяна Дятел

Вся лента