Общественников приблизили к кворуму
Поредел совет по контролю за освоением никеля в Воронежской области
В ходе вчерашнего заседания общественного совета по контролю за освоением Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений в Воронежской области было объявлено о сокращении его членов с 43 до 37. В частности, совет покинули первый замруководителя аппарата облправительства Андрей Марков и руководитель управления региональной политики Сергей Соколов, считающиеся одними из ключевых политических менеджеров. Противники разработок никеля считают, что таким образом чиновники дают понять, что «протест нейтрализован и общественных угроз больше нет». Главного активиста Константина Рубахина в совете пока оставили, он отсутствовал «по вполне уважительной причине», став фигурантом уголовного дела.
На вчерашнем заседании общественного совета по контролю за освоением Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений в Воронежской области (разведка ведется в интересах Уральской горно-металлургической компании (УГМК)) его председатель Виктор Бочаров объявил об исключении 13 членов и принятии в состав семи. Вне состава, в частности, оказались руководитель департамента природных ресурсов и экологии области Алексей Карякин, первый замруководителя аппарата губернатора и облправительства Андрей Марков, руководитель управления региональной политики Сергей Соколов, представители Воронежского госуниверситета Елена Мишон, Валентин Рахманин и Александра Глухова, политтехнолог Игорь Романов и местный общественник Николай Сапелкин. Среди включенных в совет – новый начальник отдела геологии и лицензирования по Воронежской области Андрей Звонарев, начальник одного из отделов департамента природных ресурсов и экологии области Артем Дегтярев, начальник управления недропользования ООО «Медногорский медно-серный комбинат» («дочка» УГМК) Александр Плаксенко и замначальника отдела департамента имущественных и земельных отношений области Борис Гудилин. Также в положение о совете было внесено дополнение «об ограничении численности до 37 членов».
Председатель совета профессор ВГУ Виктор Бочаров вчера рассказал „Ъ“, что «причина ухода у каждого исключенного члена была своя»: «Кто-то ушел добровольно, написав заявление, кого-то исключили за непосещение более трех заседаний без уважительной причины, у кого-то возникли сложности со здоровьем. Нельзя сказать, что уход был кем-то спланирован, как и сказать, что в области исчезают протестные настроения – они есть, несмотря на некоторую стабилизацию ситуации». «Мы приняли решение, что в совете должно состоять не более 37 человек, так он работает эффективнее. При этом у нас есть кем заменить ушедших», – добавил господин Бочаров. По его словам, из шести членов совета, на места которых не будет переизбрания, четверо вышли «добровольно», двое были исключены. При этом председатель совета отметил возможность исключения на следующем заседании Константина Рубахина – одного из наиболее известных антиникелевых активистов, пояснив, что господин Рубахин «уже пропустил три или четыре заседания».
Сам лидер движения «В защиту Хопра» Константин Рубахин вчера отметил выход из совета «политического блока» облправительства, назвав его «естественным»: «Видимо, они считают, что политический протест нейтрализован и общественных угроз больше нет. Это и понятно: сам совет окончательно превратился в рупор сторонников разработок. Но если я физически смогу присутствовать на его заседаниях, то обязательно выскажу нашу позицию». Господин Рубахин «опасается ухода протеста за пределы легального поля», так как «противников, которые сейчас настроены еще более скептично, нежели раньше, оппоненты сами толкают в сторону нарушений закона».
Официальный представитель УГМК в Воронеже Маргарита Глотова напомнила, что общественный совет по вопросам разработки никеля сформирован при облдуме, которая и определяет его состав. «Что касается общественного отношения к геологоразведке, то оно на сегодня относительно спокойное. Все больше людей понимает, что речь идет об обычной деятельности, не несущей катастрофических рисков. Местное население в основном интересует возможность трудоустройства», – добавила госпожа Глотова.
Главный эколог области Алексей Карякин вчера воздержался от комментариев. Первый замруководителя аппарата облправительства Андрей Марков объяснил свой выход из совета «обычной ротацией»: «Действительно, именно политические проблемы, связанные с никелем, значительно уменьшились, хоть и не исчезли совсем. Но из совета я вышел именно из-за необходимости дать возможность заняться проблемой специалистам».
Заведующая кафедрой социологии и политологии истфака ВГУ, доктор политических наук Александра Глухова пояснила „Ъ“, что «не видит смысла в своем пребывании в совете»: «Меня в свое время пригласил профессор Николай Чернышов, чтобы я смогла быть полезной как социолог и политолог. Но никаких заказов мне не поступило. Я не знаю, как могу повлиять на ситуацию как член совета». «Изначально смысл в существовании совета однозначно был, но на последнем этапе стала очень заметно звучать линия компании. Возможно, сказалось влияние Сергея Огнивцева, продвигающего идею разработки», – предположила госпожа Глухова.
Впрочем, зампредседателя совета Сергей Огнивцев настаивает, что «выводили из совета сугубо механически, без всякого умысла». «Просто с прежним числом членов кворум был труднодостижим. При этом Рубахина пока оставили. Он активный человек, не присутствовал на заседаниях в некотором смысле по уважительной причине – стал фигурантом уголовного дела», – добавил господин Огнивцев.