Андрей Луговой заинтересовался всеми поисковыми системами
Депутат Госдумы от ЛДПР считает, что их надо приравнять к СМИ
Генпрокуратура получила запрос депутата Госдумы от ЛДПР Андрея Лугового, который требует проверить деятельность компании «Яндекс» на соответствие закону «О СМИ». Вчера в ведомстве отрицали, что к ним поступило его заявление, однако сегодня завили, что запрос господина Лугового был зарегистрирован еще 14 мая. Депутат считает, что «Яндекс» должен соблюдать установленные для СМИ правила, поскольку распространяет материалы «новостного характера», и отмечает, что «такие же вопросы могут возникнуть и к другим поисковым системам».
Сегодня Андрей Луговой продемонстрировал свой запрос к генпрокурору Юрию Чайке, в котором просит проверить деятельность «Яндекса» на соответствие закону «О СМИ». Он пояснил, что это «ответ» тем, «кто говорил, что Генпрокуратура запрос не получила». «Запрос отправлен 13 мая»,— уточнил господин Луговой. Вчера в пресс-службе ведомства заявляли, что не получали запрос депутата, однако сегодня представитель Генпрокуратуры заявил “Ъ”, что документ был получен и зарегистрирован еще 14 мая. В ведомстве не смогли уточнить, в какие сроки ответят депутату, собеседник “Ъ” отметил, что «эти вопросы решает прокурор». Представитель ведомства заявил, что срок рассмотрения запроса составляет 30 дней.
В своем запросе на имя господина Чайки (есть в распоряжении “Ъ”) господин Луговой отметил, что «на страницах “Яндекса” публикуются материалы новостного и аналитического характера», а это, по мнению депутата, «является распространением массовой информации». Парламентарий считает, что «Яндекс» должен соблюдать правила, «установленные для СМИ» (см. “Ъ” от 15 мая).
Депутат признался, что «его выбор пал на “Яндекс” совершенно случайно» и такие же вопросы могут возникнуть к другим поисковым системам», например к Mail.ru. «При открытии страницы (“Яндекса”.— “Ъ”) мы обращаем внимание на топ-5 новостей,— говорит господин Луговой.— Они не просто так там возникают, есть конкретные люди, которые принимают решения, какие из новостей туда поместить». Он считает неправильным «говорить, что эта ссылка на какие-то новостные порталы». «Кроме того, если “Яндекс” зарегистрирован в Голландии, возникает вопрос: если он затронет чьи-либо интересы, то куда обычный российский гражданин должен обращаться?» — недоумевает депутат от ЛДПР. Андрей Луговой также сообщил, что «к ответу Генпрокуратуры будет подготовлено обращение граждан РФ, которые пытались судиться с “Яндексом”, но ничего не добились».
«“Яндекс” — это ресурс, лишенный всех признаков журналистики, он не может быть СМИ,— утверждает глава фонда “Общественная экспертиза”, бывший секретарь Союза журналистов Игорь Яковенко.— Агрегирование топ-5 новостей на главной странице ресурса осуществляется автоматически с помощью специальной программы и без участия человека». По словам господина Яковенко, в «Яндексе» нет ни журналистов, ни редакции, ни редакционной политики: «Этот ресурс не может быть СМИ, так же, как им не может быть почта, которая распространяет газеты и журналы по подписке, как газетный киоск, который выкладывает газеты и журналы на витрине». Господин Яковенко считает, что претензии Андрея Лугового основаны на глубочайшей профессиональной некомпетентности: «То, что он говорит, это фантастический бред». Ранее представители «Яндекса» заявили , что готовы пригласить господина Лугового и рассказать, как работают «Яндекс.Новости».
Как Владимир Путин рассказал, откуда взялся «Яндекс»
24 апреля Владимир Путин общался с участниками проходившего в Санкт-Петербурге первого медиафорума. Президент высказал свое мнение о принятом Госдумой во вторник законе, который фактически приравнивает популярных блогеров к СМИ. Дав понять, что он с ним согласен, президент призвал не допускать «перегибов», а также рассказал, откуда взялся интернет в целом и крупнейший российский поисковик «Яндекс» в частности. Слова о том, что «Яндекс» «начинался как проект с западным влиянием», обвалили акции компании. Читайте подробнее