Запрет на зарубежные счета делают подробнее
Андрей Клишас предлагает уточнить понятие "финансовый инструмент"
Глава комитета Совета федерации (СФ) по конституционному законодательству Андрей Клишас предлагает детализировать понятие иностранных финансовых инструментов, владение которыми запрещено чиновникам, парламентариям и кандидатам на выборные посты. Специалисты указывают, что Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) давала определение этого понятия еще в 2007 году, а справоросс Илья Пономарев уверен, что "запреты" заставляют только "лучше прятать".
В пояснительной записке к проекту (внесен в Госдуму в пятницу) Андрей Клишас напоминает, что в мае 2013 года был принят закон, запрещающий чиновникам, парламентариям и кандидатам на выборные должности иметь счета в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, а также "владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами". Понятие "иностранный финансовый инструмент" в законодательстве "не раскрывается", подчеркивает господин Клишас, что "вызывает множество вопросов" о том, что именно относится к этим инструментам. В связи с этим сенатор считает необходимым установить "единый подход" к определению понятия "иностранный финансовый инструмент". Признавать таковыми он предлагает "иностранные ценные бумаги". В их числе "акции, банковская сберегательная книжка на предъявителя, вексель, депозитный и сберегательный сертификаты, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, приватизационные ценные бумаги". Включить в понятие, по мнению господина Клишаса, нужно и "производные иностранные финансовые инструменты", а именно "соглашение, в результате которого может возникнуть в будущем финансовый актив у одной стороны и финансовое обязательство — у другой", притом что одной из сторон будет иностранный гражданин или организация. Установленный перечь "будет способствовать снятию возможных спорных ситуаций", поясняет сенатор.
Отметим, что проект фактически повторяет поправки, которые в январе предлагал сенатор (ныне — вице-губернатор Челябинской области) Руслан Гаттаров ко второму чтению поправок орловской облдумы к закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Они были отклонены, но собеседники "Ъ" отмечали, что "поправка может быть внесена в качестве отдельного законопроекта" (см. "Ъ" от 14 января).
Коллизий из-за неуточненного понятия пока не возникало, поскольку "закон не так давно вступил в силу", сказал "Ъ" первый зампред думского комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков (фракция "Единая Россия"). "Думаю, что такая детализация будет отнюдь не лишней,— говорит он.— Если законопроект пройдет в Думе первое чтение, то ко второму надо будет консультироваться со специалистами по банковскому делу, финансовым рынкам, с тем чтобы, если это будет необходимо, прописать его еще более детально".
У специалистов законопроект уже сейчас вызывает ряд вопросов. Определение иностранных финансовых инструментов давала еще ФСФР в своем "Положении о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг" от 2007 года (изменения внесены в 2008 году). ФСФР шла в принципе по тому же пути, что и авторы законопроекта, но опиралась на списки Ассоциации национальных нумерующих агентств (ANNA), которая классифицирует большинство выпускаемых в мире ценных бумаг и финансовых инструментов. То есть в мире давно существует достаточно полный перечень финансовых инструментов, на основании которого можно строить любые классификации. Логика классификации ФСФР сводилась к тому, чтобы отделить иностранные ценные бумаги от иностранных финансовых инструментов по признакам наличия у них кодов различных видов. Перечень, предлагаемый авторами законопроекта, не только смешивает эти два понятия, но и выглядит достаточно случайным. Так, банковские сберегательные книжки вообще не являются ценными бумагами, а иностранных приватизационных чеков нет и не было.
Депутат Госдумы справоросс Илья Пономарев, предлагавший в 2012 году вместе с единороссом Сергеем Железняком ужесточить правила декларирования зарубежных счетов и имущества, не видит смысла в поправках. "У меня, точнее у моей супруги, есть квартира в Латвии, и это колоссальная головная боль, не имея счета там, обслуживать эту квартиру. А у некоторых людей по 20-30 объектов, рассыпанных по миру. Я готов спорить на что угодно, что они их обслуживают, имея счета",— говорит депутат. Он уверен, что "здесь нужны не запреты, а жесткие правила декларирования", иначе "люди просто будут лучше прятать".